Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов

Сегодня поговорим на тему: "Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов". На странице представлена информация полностью раскрывающая тему. В случае возникновения вопросов вы их всегда можете задать дежурному специалисту.

Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов в арбитражном суде

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 24 АПК РФ.

Ненормативный правовой акт — это строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме (например, решение налогового органа о привлечении к ответственности; предписание антимонопольного органа; уведомление органа федерального казначейства и т.д.).

Если характеризовать понятие «решение», то в этом случае ненормативный акт может быть выражен не только в виде отдельного документа. Он может заключаться в резолюции на документе, в письме или выражаться в иной форме.

Характерные черты ненормативного правового акта:

    1. адресован конкретному лицу;
    2. одержит обязательные для этого лица правила поведения.

Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставлении земельного участка и т.п.

Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта. Ненормативный правовой акт может незаконно возлагать какие-либо обязанности либо создавать препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для более полного уяснения сложившихся подходов интересны следующие документы:

    • Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 г. N 65 «О некоторых процессуальных вопросах, возникших при рассмотрении арбитражным судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение НДС по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов»;
    • Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 г. N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (п. 18, 19);
    • Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. N 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»;
    • Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2003 г. N 73 «О некоторых вопросах, связанных с применением частей 1 и 2 статей 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Законодательством может быть введено правило об обязательном предварительном внесудебном обжаловании ненормативного акта (например, обжалование ненормативного акта налогового органа по результатам проверки с 01.01.2009 г. — п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Согласно ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства , предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Подача заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными

Производство по этим делам возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Ст. 198 АПК РФ устанавливает, что правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными обладают:

    • граждане, организации и иные лица;
    • прокурор;
    • органы, осуществляющие публичные полномочия.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно ст. 199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 125 Кодекса, а также содержать указание на:

    1. наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
    2. название, номер, дату принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
    3. права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
    4. законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
    5. требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, и в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства (См. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 | «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) указанного должностного лица.

Читайте так же:  Налоговый вычет за обучение, срок давности, порядок оформления и сумма компенсации

К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 Кодекса, а также текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению должны быть приложены:

    • текст оспариваемого ненормативного правового акта;
    • доказательства направления копий заявления другим лицам, участвующим в деле (по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя — доказательства направления копий заявления и других документов судебномуприставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства);
    • доказательства уплаты государственной пошлины, если заявитель не освобожден от ее уплаты;
    • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
    • копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
    • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения в порядке, предусмотренном гл. 8 АПК РФ.

Заявление, поданное с соблюдением всех требований, принимается арбитражным судом к производству, о чем выносится соответствующее определение.

Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Нарушение порядка подачи заявления влечет оставление заявления без движения или его возвращение (ст. 128, 129 АПК РФ). После принятия заявления к производству судьей производятся действия по подготовке дела к рассмотрению (гл. 14 АПК РФ).

Рассмотрение заявлений по делам об оспаривании ненормативных правовых актов

Установлены следующие правила рассмотрения заявления по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц:

Ст. 201 АПК РФ р ешение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 Кодекса.

По результатам рассмотрения арбитражный суд принимает следующие решения:

    • о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;
    • об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В резолютивной части решения арбитражный суд подробно излагает все сведения, касающиеся оспоренных ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия). При признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными в резолютивной части решения арбитражный суд обязывает государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо в определенный срок совершить определенное действие, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Кроме того, в резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению , если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению .

О некоторых вопросах применения части 7 статьи 201 Кодекса см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24 июля 2003 г. N 73

Глава 23. Рассмотрение Судом по интеллектуальным правам дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (ст.ст. 191 — 196)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 18-ФЗ наименование главы 23 настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Глава 23. Рассмотрение Судом по интеллектуальным правам дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами

О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50

Электронная библиотека

Дела об оспаривании нормативных правовых актов отнесены к подведомственным арбитражным судам. В настоящее время арбитражным судам подведомственны дела об обжаловании нормативных актов налоговых органов (ст. 138 НК РФ). Право издания нормативных актов принадлежит Министерству финансов РФ. По общему правилу к нормативным относятся такие акты, которые устанавливают общеобязательные правила поведения для неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.

Правила подачи заявления

При подаче заявления по делам об оспаривании нормативных правовых актов следует знать:

· правом на подачу заявления обладают организации, граждане – индивидуальные предприниматели, прокурор, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

· нормативный правовой акт должен быть в установленном порядке принят и опубликован;

· оспариваемый нормативный правовой акт должен противоречить закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

· арбитражному суду не подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ; а также дела об оспаривании нормативных правовых актов, признание которых противоречащими закону отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.

Если федеральным законом не предусмотрено иное, предварительное обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к вышестоящему должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд о признании нормативного правового акта недействующим.

Возможность оспаривания нормативного правового акта в арбитражном суде обязательно должна быть предусмотрена в федеральном законе (например, в ст. 138 НК РФ).

Порядок возбуждения производства

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося с требованием о признании такого акта недействующим. Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с определенными особенностями.

В отличие от общих требований, предъявляемых к содержанию заявления (ст. 125 АПК РФ), в нем дополнительно должны быть указаны данные:

· о наименовании органа, должностного лица, принявшего нормативный правовой акт;

· о наименовании этого акта и дате его принятия;

· о правах и законных интересах организации, гражданина – индивидуального предпринимателя, которые нарушаются оспариваемым актом или его отдельными положениями;

· о нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, которому противоречит оспариваемый акт или его отдельные положения;

Читайте так же:  Как рассчитать декретное пособие некоторые формальности

· об органе массовой информации и дате опубликования акта.

Копия оспариваемого акта должна быть приложена к заявлению.

Названные дополнительные требования по оформлению заявления необходимы для правильного и быстрого разрешения спора.

К заявлению должны быть приложены:

· доказательства направления копии заявления другим лицам, участвующим в деле;

· документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

· копия свидетельства о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

· документы, подтверждающие полномочия представителя на подписание заявления;

· документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.

Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действия оспариваемого нормативного правового акта.

Вопрос о принятии заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд.

О принятии заявления к производству арбитражный суд выносит определение, которое направляется не позднее следующего дня лицам, участвующим в деле.

Несоблюдение требований к заявлению, предусмотренных ст. 125, 126 АПК РФ, может послужить основанием для оставления заявления без движения (ст.

Судьей арбитражного суда производятся действия по подготовке дела к судебному разбирательству (ст. 133 – 136 АПК РФ). После подготовки дела судья выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству, которое направляется лицам, участвующим в деле (ст. 137 АПК РФ).

Рассмотрение заявления производится арбитражным судом по общим правилам, предусмотренным гл. 19 АПК РФ.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются коллегиальным составом судей. При рассмотрении этих дел не допускается участие арбитражных заседателей. Срок рассмотрения этих дел – не более 2 месяцев со дня поступления заявления в суд. В указанный срок должно быть принято решение по делу. На любой стадии арбитражного процесса вправе вступить в дело соответствующий прокурор (ст. 52 АПК РФ).

В отличие от общих правил, касающихся участия лиц в судебном заседании, если в заседание не явились надлежаще извещенные заявитель, представитель органа, принявшего спорный акт, иные заинтересованные лица и суд не признал их явку обязательной, данное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителей государственных органов, органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Об этом указывается в определении о принятии заявления к производству (ст. 127 АПК РФ). Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа в порядке, предусмотренном гл. 11 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд осуществляет проверку этого акта или его отдельных положений на предмет его соответствия федеральному конституционному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Кроме того, арбитражный суд проверяет полномочия органа или лица по принятию оспариваемого нормативного акта. Изложенные обстоятельства должны быть раскрыты доказательствами, предъявляемыми органом или лицом, принявшим нормативный акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое положение нормативного акта в полном объеме.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает следующие решения:

1) об отказе в удовлетворении заявления и признании оспариваемого акта или его отдельных полномочий соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

2) об удовлетворении заявления и признании оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в соответствующей части.

Указанные виды решений подробно излагаются в резолютивной части решения. Кроме того, в резолютивной части решения необходимо указать об изданиях, в которых подлежит опубликованию решение, и о распределении расходов по этому опубликованию.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия, соответственно, такое решение не подлежит обжалованию в апелляционную инстанцию (ст. 259 АПК РФ). Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.

Признанный арбитражным судом недействующим нормативный правовой акт или его отдельные положения не подлежат применению с момента вступления решения в законную силу, т.е. с момента принятия решения, и должны быть приведены в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется в официальное издание государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов в зависимости от того, чей нормативный правовой акт оспорен, и подлежит немедленному опубликованию. Кроме того, решение подлежит опубликованию в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Расходы по опубликованию возлагаются на заявителя, государственный орган, орган местного самоуправления или иной орган в зависимости от того, какое решение принято арбитражным судом.

Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

Любой вопрос об особенностях рассмотрения отдельных категорий дел строится по стандартной схеме. Особенности могут касаться стандартных институтов процессуального права: предмет оспаривания, подведомственность, подсудность, лица, участвующие в деле, особенности доказывания, особенности обращения в суд, особенности рассмотрения, особенности решения и особенности оспаривания решения.

Предмет оспаривания именно нормативно-правовые акты. Что это такое? Как часто говорят, «итак понятно». Признак нормативности акта, в отличие от не нормативности – то, что данный акт распространяет своё действие на неопределённый круг лиц.

ВС в Пленуме 2007 году дал более развёрнутое определение нормативного акта – то, что это уполномоченным органом и в определённом порядке, рассчитанный на неоднократное применение. Но это не самые важные признаки, важно – обязательный акт, распространяющий своё действие на неопределённый круг лиц.

Вопрос о подведомственности. С одной стороны, достаточно сложен, с другой – весьма прост.

Подведомственности: Конституционный Суд (Конституция, ФКЗ «О конституционном суде», в отношении федеральных законов и законов субъектов РФ, если они приняты по вопросам совместного ведения).

Основное – это разграничение между арбитражными судами и общей юрисдикции. Здесь всё те же предметный критерий и в зависимости от субъектов (субъектный критерий).

Правило о приоритете подведомственности судам общей юрисдикции – он должен принять дело к производству, если нет иного судебного порядка обжалования.

Читайте так же:  Продать долг по исполнительному листу коллекторам

Плюс есть ещё дополнительный критерий – в статье 29 АПК РФ есть перечень, достаточно подробный и понятный, дел об оспаривании нормативных правовых актов, которые подведомственны арбитражным судам. И есть указание на то, что другими федеральными законами также может быть предусмотрена подведомственность арбитражным судам.

Вопрос о подведомственности возникает только в том случае, когда возможно оспаривание и в общей юрисдикции, и в арбитражных судах. Здесь мы смотрим, кто заявитель и каков характер правоотношений.

Особенности обращения в суд.

По части 1 статьи 194 АПК РФ – это категория дел, которая рассматривается коллегиальным составом арбитражного суда.

Требования к содержанию заявления об оспаривании нормативного правового акта.

Статья 193 АПК РФ – она содержит не общую отсылку на статью 125, а указывает на конкретные пункты. Это правило универсальное для всех дел, возникающих из публичных правоотношений. Здесь специфика.

Часть 2 статьи 193 АПК РФ – тоже не вся статья 126 АПК РФ, а только указанные в ней пункты.

Часть 3 статьи 193 АПК РФ – никакие обеспечительные меры по делам из этой категории невозможны и не допускаются. Оспаривание нормативного акта не приостанавливает его действия.

От 13 августа 2004 года Информационное письмо Президиума, пункт 5: приостановление действие оспариваемого акта невозможно как обеспечительная мера (вообще невозможны обеспечительные меры по этим категориям дел).

По общим правилам искового производства, но здесь суд может обязать явкой представителей государственных и иных органов. Часть 3 статьи 194 АПК РФ. И применение процессуальной ответственности – штрафов, за неявку (неисполнение требований арбитражного суда).

Арбитражный суд не связан доводами и заявленными требованиями.

По делам этой категории есть специальное основание прекращения производства по делу – часть 7 статьи 194 АПК РФ. В случае, если по ранее рассмотренному делу по тем же основаниям был рассмотрен этот же акт.

Стандартно тождество по трём основаниям: те же стороны, те же основания и те же… Тут же – если те же основания, да и всё. А по ВС вообще даже те же основания нельзя – нельзя ещё раз оспаривать ещё один акт, потому что суд не связан с требованиями сторон, суд всё равно полностью проверяет.

Часть 1 статьи 198 АПК РФ устанавливает требование юридической заинтересованности при обращении в суд. Юридическая заинтересованность заявителя обязательна.

Ни отказ от заявления, ни признание заявления не влечёт никаких последствий. Суд всё равно рассматривает дело по существу.

Правда, здесь есть нюанс – ВАС в Информационном письме сказал, что если нормативный акт прекратил своё действие или отменился до вынесения судом решения.

То есть если государственный орган признал – то это не имеет значения для суда, а если он его отменил – то прекращается производство по делу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Решение суда и его реализация.

Во-первых, о чём может быть решение суда.

Статья 195 АПК РФ. Пункт 2 части 2 статьи 195 АПК РФ – по результатам рассмотрения заявления арбитражный суд может вынести решение о несоответствии нормативного акта другому нормативному акту с высшей юридической силе или может признать его недействующим полностью или в части.

[3]

Недействующим – это не недействительным и не незаконным, а именно недействующим.

В том же информационном письме от 13 августа 2004 года сказано: решение арбитражного суда вступает в силу немедленно после принятия. Те положения, что признаны недействующими – не подлежат применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Реализация судебного решения – статья 195 АПК РФ. Нельзя придать акту силу, приняв другой акт.

Только в суд кассационной инстанции – за исключением решений ВАС (он проверяет акты президента). И сокращённый месячный срок против стандартного двухмесячного.

Особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Предмет оспаривания – ненормативные правовые акты и решения. В ГПК РФ речь идёт только о решениях, действиях и бездействия, в АПК же – ещё и ненормативные правовые акты. В чём разница? Во-первых, две эти формулировки используются для того, чтобы избежать формальных отказов в принятии заявлений.

Под ненормативным правовым актом понимается формализованный документ, каким-то образом оформленное (приказ…). Решение не оформляется обычно – не формализуется, может быть и устным.

В чём смысл разграничения? Лучше определиться заранее, что оспариваем.

Статья 201 АПК РФ, часть 2 – арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, а решения, действия и бездействия – незаконными.

Если решение налогового органа – то «о признании недействительным ненормативного правового акта «решение налогового органа»».

Подведомственность – разграничить между арбитражными судами и общей юрисдикции.

Если в рамках уголовного процесса – то будет в рамках УПК РФ, если будем оспаривать о привлечении в качестве обвиняемого.

Если об оспаривании к привлечении к административной ответственности – то уже другое.

Критерии стандартные: субъектный и предметный.

Заявители – ИП и юридические лица. И затрагиваемые права – в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Если по общим правилам подведомственности мы говорим о необходимости статуса юридического лица и у истца, и у ответчика, то здесь другое – здесь совсем не обязательно, чтобы у должностного лица или органа был статус юридического лица – здесь важен статус органа или должностного лица.

Часть 1 статьи 198 АПК РФ устанавливает требование юридической заинтересованности при обращении в суд. Юридическая заинтересованность заявителя обязательна. И процессуальное оформление этого признака обязательно – по пункту 3 части 1 статьи 198, нужно указать, какие интересы нарушаются этим ненормативным правовым актом, решением, действием или бездействием.

Для некоторых категорий споров устанавливается обязательный досудебный порядок оспаривания – в частности, оспаривание решений налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности.

Читайте так же:  Арест имущества порядок исполнение обжалование

Тот же процессуально-давностный трёхмесячный срок для обращения в суд с заявлением.

Обратить внимание на некоторые особенности оспаривания действий судебных приставов: здесь срок десять (10) дней на оспаривание. Если мы будем говорить о гражданском процессе, то там это рассматривается в рамках того же самого дела, которого было рассмотрено, а не в рамках отдельного дела и не в рамках оспаривания действий и бездействий.

В АПК же схема другая: это отдельное производство и об этом прямо говорится в ряде статей главы 24 АПК РФ.

Часть 3 статьи 197 АПК РФ – автоматически они не приостанавливаются, но приостановление возможно. Эта норма применяется аналогично нормам об обеспечительных мерах – то есть по ходатайству лиц, участвующих в деле.

В отношении оформления заявления – статья 199 АПК РФ. Не вся статья 125, а только ряд её положений, и, кроме того, есть ещё и специальные требований. А вот статья 126 – уже вся, а также текст решений, которым оформлено соответствующее действие.

В отношении судебного разбирательства.

Во-первых, если не упомянули про особенности доказывания – так это только потому, что всё это в общих положениях в первом вопросе рассмотрели уже.

В отношении решения – посмотрим статью 201 АПК РФ. Наиболее существенный момент: недействительность ненормативного правового акта и незаконность всего остального.

Особенности рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов

Рассмотрение таких дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в АПК.

Производство по делам об оспаривании НПА возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц.

Граждане, организации и иные лица, а также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим НПА при соблюдении одновременно двух условий:

1) оспариваемый НПА или отдельные его положения не соответствуют закону или иному НПА, имеющим большую юридическую силу;

2) оспариваемый акт или отдельные его положения нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление о признании НПА недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК для искового заявления. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа, должностного лица, принявших оспариваемый НПА;

2) название, номер, дата принятия и иные данные об оспариваемом НПА;

3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

4) название НПА, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

6) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, указанные АПК как обязательные приложения к исковому заявлению, а также текст оспариваемого НПА. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает автоматически действие оспариваемого НПА.

Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей. Срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев со дня поступления заявления в суд.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый НПА, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд в делах об оспаривании НПА не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Бремя доказывания законности принятого акта лежит на участвующем в деле государственно-властном органе или должностном лице которые приняли акт.

Отказ заинтересованного лица от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному НПА, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений не соответствующими иному НПА, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании НПА вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Особенности рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Рассмотрение вышеупомянутых дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в АПК.

Производство по таким делам возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц. Граждане, организации и иные лица, а также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд при соблюдении одновременно двух условий:

1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному НПА;

2) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено ФЗ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК для искового заявления. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия акта, решения, время совершения действий;

3) права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) законы и иные НПА, которым не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

К заявлению прилагаются документы, указанные АПК как обязательные приложения к исковому заявлению, а также текст оспариваемого акта, решения. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Читайте так же:  Как правильно рассчитать пенсию правила начисления и расчета

Дело об оспаривании об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматривается судьей единолично. Срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев (10 дней – для дел об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов).

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

[2]

Бремя доказывания законности принятого акта, решения лежит на участвующем в деле органе или должностном лице которые приняли акт, решение.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;

2) об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Решение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9262 —

| 7378 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов

Рассмотрение таких дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в АПК.

[1]

Производство по делам об оспаривании НПА возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц.

Граждане, организации и иные лица, а также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим НПА при соблюдении одновременно двух условий:

1) оспариваемый НПА или отдельные его положения не соответствуют закону или иному НПА, имеющим большую юридическую силу;

2) оспариваемый акт или отдельные его положения нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление о признании НПА недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК для искового заявления. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа, должностного лица, принявших оспариваемый НПА;

2) название, номер, дата принятия и иные данные об оспариваемом НПА;

3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

4) название НПА, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

6) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, указанные АПК как обязательные приложения к исковому заявлению, а также текст оспариваемого НПА. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает автоматически действие оспариваемого НПА.

Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей. Срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев со дня поступления заявления в суд.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый НПА, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд в делах об оспаривании НПА не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Бремя доказывания законности принятого акта лежит на участвующем в деле государственно-властном органе или должностном лице которые приняли акт.

Отказ заинтересованного лица от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному НПА, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений не соответствующими иному НПА, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании НПА вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8833 —

| 7184 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Гуреев, В. А. Комментарий к Федеральному Закону «О судебных приставах» / В.А. Гуреев. — М.: Wolters Kluwer, 2017. — 208 c.

  2. Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 года. Госкорпорации — юридические лица публичного права. — М.: Юстицинформ, 2010. — 456 c.

  3. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.
Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here