Принципы исполнительного производства, его сущность и особенности в рф

Сегодня поговорим на тему: "Принципы исполнительного производства, его сущность и особенности в рф". На странице представлена информация полностью раскрывающая тему. В случае возникновения вопросов вы их всегда можете задать дежурному специалисту.

Исполнительное производство: понятие и порядок возбуждения

Понятие исполнительного производства

Вступивший в законную силу (а в случаях обращения к немед­ленному исполнению — и не вступивший в законную силу) судеб­ный акт должен быть исполнен обязанным лицом — должником. Если судебный акт не исполняется добровольно, лицо, в пользу которого он вынесен, вправе обратиться в суд с заявлением о вы­даче исполнительного документа на принудительное исполнение. Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство является составной частью ме­ханизма защиты гражданского права и заключительным этапом (стадией) его реализации. Оно имеет цель, субъектный состав, объект, содержание, основания возбуждения и завершения.

Исполнительное производство — это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводится в исполнение решение суда по делу. Процесс по защите права не оканчивается вынесением решения и вступления его в законную силу, а продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса.

Ряд ученых выделяет исполнительное производство в отдельную стадию (см., напр., Мохов А.А., Воронцова И.В., Семёнова С.Ю. Гражданский процесс (гражданское процессуальное право) России: учебник / отв. ред. А.А. Мохов. — М.: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2017).

Однако существует мнение, что исполнительное производство как самостоятельная стадия существовало по ранее действовавшему процессуальному законодательству . А в связи с реформированием порядка исполнения судебных решений, принятием Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, а затем и поправок в ГПК исполнительное производство как самостоятельная стадия гражданского процесса существовать перестала .

Тем не менее, тесная связь между гражданским процессуальным и гражданским исполнительным правом сохраняется. Исполнительное производство является продолжением процессуальной формы защиты субъективных интересов.

[1]

Вопросы исполнительного производства, отнесённые к компетенции судов, разрешаются в соответствии:

  1. с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов,
  2. с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции,
  3. с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 | «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Исполнительное производство представляет собой установ­ленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов посредством использо­вания механизмов государственного принуждения.

Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчика (должника) к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).

Принудительному исполнению по правилам, установленным за­конодательством об исполнительном производстве, и в соответствии с исполнительными документами, подлежат лишь решения о присуждении (исполнительные решения) , выносимые по искам о присуждении (о взыскании с ответчика определенных денежных сумм, о выселении, о присуждении ответчика к со­вершению определенных действий и т.п.). По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению судебному приставу-исполнителю.

Правила, регулирующие исполнительное производство, носят универсальный характер, обеспечивая принудительную реали­зацию субъективного материального права или интереса и в тех случаях, когда вопрос об их защите являлся предметом несудебных юрисдикционных органов. Таким образом, исполнительное про­изводство обслуживает не только гражданское судопроизводство, но и другие ветви судебной системы Российской Федерации, на­пример, арбитражные суды, а также деятельность иных органов (нотариата, третейского суда и т.д.).

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудитель­ном исполнении судебных актов и актов других органов.

Закон определяет органы принудительного исполнения, иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, а также лиц, участвующих в исполнительном производстве, устанавливает перечень исполнительных докумен­тов, требования, предъявляемые к ним, и правовые последствия нарушения этих требований, меры принудительного исполнения и основания их применения, четко регламентирует порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания ис­полнительного производства, место, время и сроки совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их восстановления.

Важно отметить , что Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентирует по­рядок принудительного исполнения не только актов судов общей юрисдикции, но также актов иных органов.

Цели и задачи исполнительного производства указаны в ст. 2 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Цели исполнительного производства:

    защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;

Задача исполнительного производства:

  • правильное и своевременное исполнение судебных акты, актов других органов и должностных лиц и иных исполнительных документов в случаях, предусмотренных законом.

Принципы исполнительного производства (ст. 4 ФЗ):

  1. законности;
  2. своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  3. уважения чести и достоинства гражданина;
  4. неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
  5. соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Не подлежат принудительному исполнению:

  1. Решения, выносимые по искам о признании (установительные решения), они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реали­зуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами; копия установительного решения служит основанием для регистрации или оформления соответ­ствующих фактов, правоотношений.
  2. Решения по делам особого производства , а также ре­шения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых (публично-правовых) отношений (например, решения суда об оспаривании гражданином решения, действия (бездей­ствия) органа государственной власти, органа местного самоуправ­ления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы).
Читайте так же:  Пенсионная система россии. как узнать свои пенсионные накоплениях

Не­которые определения судов общей юрисдикции также подлежат ис­полнению по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве (например, определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решений суда).

Участники исполнительного производства (субъектный состав):

  1. органы принудительного исполнения (Федеральная служ­ба судебных приставов и ее территориальные органы) — см. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах»;
  2. суд (судья);
  3. стороны (взыскатель и должник);
  4. другие участники исполнительного про­изводства (представители, переводчики, понятые, специалисты).

Возбуждение исполнительного производства

Ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает порядок возбуждения исполнительного производства.

Основания для возбуждения исполнительного производства:

  1. наличие исполнительного документа и заявления взыскателя;
  2. без заявления взыскателя, когда суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю;
  3. без заявления взыскателя при вынесении в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

В заявлении могут содержаться

  • ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также
  • ходатайство об установлении для должника ограничений, предусмотренных Федеральным законом;
  • известные взыскателю сведения о должнике.

К заявлению могут прилагаться, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Федерального закона.

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в 5-дн. срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в 3-дн. срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление

  • о возбуждении исполнительного производства либо
  • об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель

    1. в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения (5 дней) должником содержащихся в исполнительном документе требований и
    2. предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

[2]

Устранение обстоятельств, предусмотренных пунктами 1-4 и 7 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

1.3 Принципы исполнительного производства

Принципы исполнительного производства представляют собой основополагающие начала, которые определяют ход этого про­цесса и отражают специфику правового регулирования, приспо­сабливая общеправовые принципы к специфике и целям граж­данского исполнительного права. Поэтому выделение основопо­лагающих принципов правового регулирования исполнительно­го производства играет огромную роль в изучении гражданского исполнительного права.

Принципы лежат в основе формулирования положений ис­полнительного производства, позволяют обеспечить единую на­правленность и системность правовое регулирование исполни­тельного производства и подчинить этот процесс единой цели. Они являются системообразующим началом всей отрасли, обес­печивая логическую связь и непротиворечивость регулирующих процесс исполнительного производства положений законода­тельства, служат как бы связкой выраженных в законе правил поведения, определяя их социальное назначение и место в об­щей системе законодательства.

Читайте так же:  Мошенничество на авито

Кроме того, принципы определяют и процесс реализации норм права: дают основания для точного и правильного толко­вания реализуемых норм права, создавая принципиальную, док- тринальную базу для этого важного процесса, обеспечивая его истинный правовой характер, облегчая правильную реализацию этих предписаний, в соответствии с истинными интересами жизни и развития общества. Принципы отраслевого правового регулирования являются незаменимым помощником в преодо­лении проблем, вызванных пробелами в действующем законода­тельстве об исполнительном производстве. Принципы правового регулирования являются основой для применения аналогии права.

Принципы, определяющие отраслевое правового регулиро­вание, бывают разного юридического уровня. Прежде всего, лю­бую отрасль права определяют конституционные принципы. Уни­кальность Конституции как особого нормативного правового акта состоит, помимо прочего, еще и в том, что она носит все­общий характер, в ней содержатся доктринальные положения, которые на принципиальном уровне регламентируют все без исключения правоотношения. Каждая из существующих отрас­лей права базируется на определенных конституционных поло­жениях. Не является исключением и гражданское исполнитель­ное право. Основы правового регулирования процесса исполни­тельного производства, основные его принципы содержатся в Конституции РФ.

Основные конституционные принципы, имеющие значение для исполнительного производства:

• принцип законности — человек, его права и свободы яв­ляются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обя­занность государства (ст. 2 Конституции РФ);

• принцип равноправия сторон — все равны перед законом, в том числе в исполнительном производстве (ст. 19 Кон­ституции РФ);

• принцип получения юридической помощи — каждому гаран­тируется право на получение квалифицированной юри­дической помощи (ст.

Однако конституционные принципы определяют общие на­чала правового регулирования. Они нуждаются в конкретизации для регулирования конкретных отношений. Поэтому необходи­мо изучить также отраслевые принципы правового регулирова­ния. Эти принципы отражают специфику регулируемых отно­шений и являются результатом отражения в толковании консти­туционных принципов особенностей именно узкоотраслевых особенностей и целей правового регулирования.

Можно выделить комплекс отраслевых принципов, опреде­ляющих правовую регламентацию исполнительного производства.

1. Принцип законности. Он относится к числу общеправовых, однако при регулировании исполнительного производства имеет определенную специфику. Законность предполагает, что прину­дительная реализация судебных и приравненных к ним законом актов может осуществляться только в порядке, предписанном законом. Это означает, что в законе закреплен исчерпывающий перечень процедур, которые могут применяться в ходе исполни­тельного производства. Субъекты этого процесса, в первую оче­редь судебные приставы-исполнители, не имеют права приме­нять иных процедур или вносить изменения в порядок осущест­вления указанных в законе. Применение действий во исполне­ние предписаний исполнительных документов возможно только в строго определенных законом случаях, исчерпывающий пере­чень оснований для совершения исполнительных действий за­креплен в действующем законодательстве.

Таким образом, принцип законности означает, что исполни­тельное производство, все его процедуры, все действия в рамках этого процесса осуществляются только во исполнение закона и в порядке, предусмотренном законом. Общеправовой принцип законности процессуальный характер исполнительного произ­водства превращает в принцип формализма. Формальность всех действий в рамках исполнительного производства — важнейший признак этого процесса.

2. Принцип имущественного характера исполнительного произ­водства и неприкосновенности личности должника. В нем прояв­ляется общая цель исполнительного производства — удовлетво­рение законных материальных интересов участников правоот­ношений. Исключительно имущественный характер исполни­тельного производства означает, что все процедуры, осуществ­ляемые в ходе этого процесса, имеют своим предметом имуще­ство (вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права, ра­боты и услуги). Исполнительное производство не может распро­страняться на личность должника, исполнительные действия не должны затрагивать личные неимущественные права и интересы субъектов правоотношений. Не выполняющие своих обязанно­стей субъекты гражданских исполнительных правоотношений не могут подвергаться взысканиям нематериального характера.

Ответственность в ходе исполнительного производства при­меняется исключительно имущественная. Так, сейчас невоз­можно применение к должнику, как это было распространено в Древнем мире и в Средневековье, телесных или членовредитель­ских мер ответственности и воздействия. Например, в средневе­ковой Руси основным методом принудительного взыскания имущественной задолженности выступало «выставление на пра­веж» — избиение должника палками по ногам, пока долг не бу­дет уплачен. Не применяется и весьма распространенное даже в Новое время лишение не уплачивающего свой долг должника свободы (так называемые долговые тюрьмы). Ибо реализация правомочий взыскателя, являющегося правообладателем, не должна выходить за рамки исполнения имущественных обязан­ностей их контрагентов — должников. Использование этих пра­вомочий в ущерб иным, неимущественным правам и интересам участников правоотношений есть не что иное, как злоупотреб­ление правом.

3. Принцип неприкосновенности необходимого для жизни мини­мума имущества должника и членов его семьи. В данном случае предполагается, что взыскание в ходе исполнительного произ­водства может распространяться не на все имущество должника.

Существуют ограничения в возможности изъятия у должника имущества для выполнения предписаний исполнительных доку­ментов. Законодательство (ст. 446 Гражданского процессуально­го кодекса РФ) содержит перечень имущества, на которое взы­скание не может распространяться. В него входят вещи, необхо­димые человеку для нормальной жизнедеятельности, для сохра­нения социально-экономического статуса члена общества.

Анализ характера этих ограничений позволяет сделать вывод, что они имеют целью защиту должника и его семьи от нищеты и социальной деградации, предоставление им возможности вы­жить и продолжать материальное воспроизводство. Этот прин­цип, ограничивающий возможность имущественного взыскания, является отражением в правовом регулировании исполнительно­го производства конституционных положений о гуманизме, как о главном принципе функционирования государства, о приори­тете прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в числе ценностей государства. Ибо изъятие у должника всего его имущества, в том числе необходимого для удовлетворения элементарных личных нужд, повлечет за собой невозможность восстановления его благосостояния и благосостояния его семьи, невозможность дальнейшей его работы и иного участия в про­изводстве материальных благ, десоциализацию и деградацию личности, что противоречит основным целям правового регули­рования в любой сфере общественной жизни.

Читайте так же:  Каким образом оформить завещание на жилье

4. Принцип императивности и обязательности процедур испол­нительного производства. Регулирование процедур исполнитель­ного производства осуществляется преимущественно с исполь­зованием императивного, приказного метода правового регули­рования. Это характерно для всех процессуальных правовых от­раслей, относящихся к публичному праву. Проявляется импера­тивность правового регулирования исполнительного производ­ства в самых разнообразных формах. Но самым важным из та­ких проявлений, определяющим практически весь характер ис­полнительного производства, является обязательность предпи­саний, выносимых в ходе осуществления исполнительных про­цедур.

Издание предписаний, влекущих возникновение и измене­ние прав и обязанностей у участников исполнительного произ­водства, входит в компетенцию специально уполномоченных государственных должностных лиц, т.е. судебных приставов- исполнителей (а также некоторых иных государственных орга­нов и должностных лиц). Их требования и официальные поста­новления (специальные правоприменительные акты формально­го характера) носят строго обязательный характер, их исполне­ние не зависит от желания, согласия или несогласия их адреса­тов. Реализация требований и постановлений судебных приста­вов-исполнителей обеспечивается возможностью применения принуждения — их неисполнение влечет за собой применение специальных мер ответственности.

Императивный, жестко-приказной характер процедур ис­полнительного производства есть проявление основной цели этого процесса — принудительного исполнения легитимных имущественных предписаний. Основание для возбуждения ис­полнительного производства — неисполнение в добровольном порядке обязанным лицом (должником) своих обязательств имущественного характера, правомерность которых подтвержде­на преюдициально. И применение мер принуждения (штрафов, насильственного фактического исполнения) является фактором, обеспечивающим реализацию обязанностей должника в услови­ях его нежелания выполнять их. Поэтому принудительный ха­рактер исполнительного производства можно считать важней­шей характеристикой, важнейшим принципом в этой области общественных отношений. Обязательность, императивный харак­тер предписаний и процедур исполнительного производства явля­ется гарантией эффективности этого процесса.

5. Принцип равномерности распределения взысканных сумм. Он базируется на общеправовом конституционном принципе равноправия участников правоотношений, поэтому все правооб­ладатели выступают в процессе исполнительного производства как взыскатели, имеют равные права на удовлетворение закон­ных имущественных интересов, в том числе за счет взысканного у должника имущества. Не допускается предоставление отдель­ным взыскателям преимуществ в распределении взысканного у должника имущества, не допускается ущемление интересов от­дельных взыскателей. Причем речь идет о равноправии кон­кретных взыскателей, в отношении же категорий взыскателей законодательство может закреплять различия их статуса, напри­мер интересы различных категорий субъектов исполнительного производства. Однако определенные лица — взыскатели — в рамках установленных законом групп имеют строго одинаковый правовой статус.

Следует отметить, что в правовом регулировании исполни­тельного производства существует весьма серьезная проблема, затрудняющая использование отраслевых принципов как основ отраслевой правовой регламентации: отсутствие законодатель­ного закрепления этих принципов. Законодательство не упоминает об этих принципах, не определяет их в качестве базы правового регулирования. Все вышеуказанные отраслевые принципы носят исключительно доктринальный характер, обеспечить их обще­обязательность и даже просто единообразное понимание доста­точно сложно, так как нормативно правовыми положениями эти принципы не являются. В значительной степени именно этим обусловлены недостаточная системность и пробельность дейст­вующего законодательства в сфере исполнительного производства.

Возможно, принципы правовой регламентации исполни­тельных отношений до сих пор не получили отражения и закре­пления в действующем законодательстве по причине отсутствия единого нормативного правового акта, который бы выступал в качестве доминирующего в правовом регулировании данной сферы общественных отношений и регламентировал бы все или большинство этих отношений. Единства в правовой регламента­ции исполнительного производства в отечественном законода­тельстве пока, к сожалению, не существует, и отсутствие в сис­теме нормативных правовых актов формально-юридического закрепления основных принципов исполнительного производст­ва является наглядным тому подтверждением, характеризующим общее состояние правовой жизни в этой области.

Наиболее оптимальным решением указанной проблемы яви­лось бы осуществление глобальной систематизации действующе­го российского законодательства, регулирующего процедуры ис­полнительного производства. Кодификация может выступить наилучшим способом решить как указанную проблему, так и иные сложности в правовой регламентации принудительного исполнения судебных и приравненных к ним законом актов имущественного характера.

Система принципов в исполнительном производстве

Видео (кликните для воспроизведения).

Загалаева Жанета Алхазуровна
ассистент кафедры исполнительного производства
и организации деятельности судебных приставов
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,
г. Грозный

Исполнительное производство — динамично развивающаяся сфера российского права, приобретающая в последнее время все более существенное значение.

Развивая концепцию самостоятельности исполнительного производства в виде отрасли исполнительного процессуального права, необходимо обратиться к тем системообразующим элементам отрасли, которые показывают ее своеобразие и индивидуальность. Одним из таких элементов являются принципы исполнительного производства. Данный вопрос приобретает особую актуальность в связи с подготовкой Исполнительного кодекса РФ, в котором отдельные принципы исполнительного производства, несомненно, должны быть отражены. [1,с.12]

Сущность исполнительного производства заключается в том, что органы исполнения, используя особые меры принудительного исполнения, обеспечивают удовлетворение интересов граждан и организаций в исполнительном производстве. Этот сложный процесс, в котором нужно соблюдать баланс интересов как взыскателя, так и должника, должен осуществляться в соответствии с принципами исполнительного производства, под которыми понимается совокупность нормативно закрепленных, основных положений, определяющих сущность и содержание процессуальных отношений, возникающих в исполнительном производстве.

Главным общеправовым принципом исполнительного производства является принцип законности. Рассматриваемый принцип относится к той категории принципов, содержание которых выражено не в одной статье, а в целом ряде статей и даже институтов закона и законодательства. В исполнительном производстве действие принципа законности проявляется в установлении специальных требований и обязанностей к должностным лицам, осуществляющим непосредственное принудительное исполнение предусмотренных законом юрисдикционных актов. [2,с.18]

Читайте так же:  Ликвидация ооо с единственным участником пошаговая инструкция

Другой важный принцип исполнительного производства — принцип равноправия (равенства) — выражается в том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ). Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

У сторон имеются равные возможности воздействия на движение исполнительного производства. Взыскатель имеет право предъявить к исполнению исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (п. 1 ст. 9 Закона «Об исполнительном производстве»), требовать отложения исполнительных действий (п. 1 ст. 19 Закона «Об исполнительном производстве»), отказаться от взыскания (п. 1 ст. 23 Закона «Об исполнительном производстве»), имеет другие полномочия. [3,с.16]

Принцип целесообразности также свойствен исполнительному производству, и его выделение оправдано правоприменительной практикой.

В русском языке под целесообразностью понимается такое свойство явления, которое выражает его причинную обусловленность, закономерность, внутреннюю оправданность.

Применительно к исполнительному производству рассматриваемый принцип означает внутреннюю оправданность, соответствие поставленной цели, разумность и практическую полезность отдельных процессуальных действий, связанных с принудительным исполнением.

Конечная цель исполнительного производства — принудительное исполнение предусмотренных законом юрисдикционных актов и восстановление прав и интересов взыскателя. При реализации этой цели в полной мере проявляется действие принципа целесообразности. Поскольку основные субъекты исполнительного производства — судебный пристав-исполнитель, взыскатель, должник, прокурор, органы государственного управления и местного самоуправления при совершении отдельных процессуальных действий и при использовании имеющихся прав руководствуются целесообразностью, т.е. их оправданностью, разумностью, полезностью. [4,с.16]

Между тем принцип целесообразности не должен противоречить другим общеправовым принципам — законности и равноправия, ведь конечная цель исполнительного производства не просто принудительное исполнение предусмотренных законом юрисдикционных актов, а такое принудительное исполнение, при котором не нарушаются права и законные интересы граждан и организаций.

Принцип справедливости в исполнительном производстве, как и другие, ранее рассмотренные принципы является общеправовым, так как «справедливость как многогранная, многокомпонентная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни».

Справедливость означает соответствие процессуальных отношений, норм исполнительного производства и отдельных исполнительных процедур морально-этическим и общеправовым нормам и требованиям.

Принцип национального языка исполнительного производства является логическим продолжением действия аналогичного принципа гражданского судопроизводства.

Важным специфическим принципом исполнительного производства является принцип неприкосновенности личности должника. Необходимо отметить, что задача судебных приставов-исполнителей заключается в исполнении судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом (ст. 1 Закона «О судебных приставах»). Неприкосновенность личности должника гарантируется неприкосновенностью личности гражданина. В соответствии с законодательством об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (п. 1 ст. 12 Закона «О судебных приставах»).

Принцип неприкосновенности минимума средств существования должника и членов его семьи тесно связан с ранее рассмотренным общеправовым принципом социальной справедливости. [5,с.37]

Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, предусмотрены ст. 69 Закона «Об исполнительном производстве». Доходы, перечисленные в этой статье, имеют компенсационный или целевой характер. Наконец важным принципом, действующим в исполнительном производстве, является принцип пропорциональности распределения взыскиваемых сумм между взыскателями. Этот принцип, как и предыдущий, — реальное воплощение в жизнь общеправового принципа социальной справедливости.

На основе изложенного полагаем, что ст. 9 проекта Исполнительного кодекса РФ должна закреплять более широкий специфический принцип исполнительного производства: принцип процессуального поощрения и льгот в исполнительном производстве.

Таким образом, в исполнительном производстве фактически существует достаточно развитая система принципов. Следующим шагом в этом направлении должно быть их законодательное закрепление, придание общеобязательного характера и повсеместное внедрение в правоприменительную практику органов принудительного исполнения. Всестороннее исследование выше рассмотренных принципов, как общеправовых, так и специфических, позволяет лучше уяснить сущность исполнительного производства, его норм и отдельных институтов.

Марданов Д.А. Источники гражданского исполнительного права//Исполнительное право. 2016. № 3. — С.11-15.

Пиджаков А.Ю. Институт принудительного исполнения в России: история и современность//Исполнительное право. 2016. № 1. — С.17-20.

Иващенко А.П. Место исполнительного производства в системе российского права//Исполнительное право. 2016. № 2. — С.14-18.

Валеева Р.Х. Гражданские взыскания в русском дореформенном процессе //Правоведение. 2011. №1. — С.15-19.

Рего А.В. К вопросу о сущности исполнительного производства // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. № 10. — С. 36-39.

Специфические принципы исполнительного производства

Читайте также:

  1. I. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВ
  2. III. Принципы, применимые к альтернативным мерам
  3. V 2: Принципы международного права
  4. V1:Принципы симметрии и законы сохранения
  5. Антибактериальная терапия при ОРЗ и принципы ее эмпирического назначения
  6. Б. Специфические признаки.
  7. Б.22 РФ и основные принципы международного права. Конституция РФ 1993 г. о международном праве
  8. Б.30 Право международных договоров: понятие, принципы
  9. Б.34 Право международных организаций: понятие, принципы, основные источники
  10. Б.70 Международно-воздушное право: понятие, принципы, основные источники. Международное воздушное право и РФ
  11. Базовые принципы образовательной политики Великобритании
  12. Базовые принципы отбора

Исполнительное производство имеет своим основанием ряд прин­ципов, которые делятся на общеправовые и специфические.

Вторая группа принципов — специфические принципы — является не менее важной для уяснения сущности исполнительного производства.

[3]

К этой группе принципов относится, в частности, принцип диспози­тивности, который означает, что каждый субъект независим, распоря­жается личными полномочиями свободно, без вмешательства и даже подсказки извне.

Принцип национального языка исполнительного производства яв­ляется логическим продолжением действия аналогичного принципа гражданского судопроизводства.

Важным принципом исполнительного производства является прин­цип неприкосновенности личности должника. Необходимо отметить, что задача судебных приставов-исполнителей заключается в исполне­нии судебных актов и актов других органов, предусмотренных зако­ном (ст. 1 Закона «О судебных приставах»). По своей сути эта право­применительная деятельность судебных приставов-исполнителей исключает «карательный» элемент. Неприкосновенность личности должника гарантируется неприкос­новенностью личности гражданина. В частности, каждый имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), достоинство личности охраняется государством (ст. 21 Конституции РФ), каждый имеет право на свобо­ду и личную неприкосновенность. Принцип неприкосновенности минимума средств существования должника и членов его семьи тесно связан с ранее рассмотренным об­щеправовым принципом социальной справедливости.

Читайте так же:  Уведомление об изменении условий трудового договора как оповестить сотрудника правильно

Каждый имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), но это право было бы ущемлено, если бы у должника изымалось все имущество и де­нежные средства. Поэтому законодательство определяет тот минимум, предельную черту, до которой возможно принудительное исполнение. Закон «Об исполнительном производстве» выделяет, во-первых, иму­щество, на которое не может быть обращено взыскание, а во-вторых, вид доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

Наконец, важным принципом в исполнительном производстве яв­ляется принцип пропорциональности распределения взыскиваемых сумм между взыскателями. Этот принцип, как и предыдущий, — ре­альное воплощение в жизнь общеправового принципа социальной справедливости.

Денежные суммы, взысканные в порядке исполнительного произ­водства, должны быть справедливо распределены между взыскателя­ми. При решении этой задачи законодатель установил три критерия: охрана государственных интересов, защита наиболее социально неза­щищенных слоев населения и удовлетворение требований в порядке поступления исполнительных документов.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 1133 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

СУЩНОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Исполнительное производство – установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушаемых или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.

Вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Принудительное исполнение осуществляется службой судебных приставов, которая входит в систему органов Министерства юстиции РФ.

В службу судебных приставов Министерства юстиции РФ входят:

1) департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;

2) служба судебных приставов Управления военных судов Минюста РФ;

3) службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;

4) районные, межрайонные подразделения судебных приставов.

В порядке исполнительного производства исполняются решения судов общей юрисдикции, акты арбитражных судов, а также акты иных несудебных органов.

Исполнению подлежат не все юрисдикционные акты. Решения, выносимые по искам о признании, не подлежат принудительному исполнению по правилам исполнительного производства. Они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реализуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами. Не подлежат принудительному исполнению также большинство решений по делам особого производства и решения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых отношений.

Принудительному исполнению подлежат решения о присуждении, т. е. когда вынесено решение о совершении ответчиком определенных действий или о воздержании от совершения определенных действий. Ответчик может исполнить судебное решение добровольно, но если он почему-либо будет уклоняться от исполнения, то истец вправе потребовать от органов государственной власти принятия к ответчику таких мер, которые привели бы к реализации решения суда. Принятие таких мер происходит в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство – последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводятся в исполнение решения суда по делу. Процесс по защите права после вынесения решения и вступления его в законную силу продолжается в форме исполнительного производства.

Исполнительное производство в гражданском процессе характеризуется рядом признаков:

1) в гражданских процессуальных правоотношениях обязательным участником является суд;

2) имеется диспозитивность, которая определяет механизм движения гражданского процесса. Диспозитивность предполагает, что основным движущим началом гражданского судопроизводства служит инициатива участвующих в деле лиц;

3) существует взаимосвязь прав и обязанностей всех субъектов;

4) существует урегулированность гражданских процессуальных отношений нормами права;

5) носителем властных полномочий является суд;

6) существуют основания возникновения правоотношений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8691 —

| 7445 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.

  2. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
Принципы исполнительного производства, его сущность и особенности в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here