Основные государственные гарантии по оплате труда работников в рф

Сегодня поговорим на тему: "Основные государственные гарантии по оплате труда работников в рф". На странице представлена информация полностью раскрывающая тему. В случае возникновения вопросов вы их всегда можете задать дежурному специалисту.

Энциклопедия судебной практики. Основные государственные гарантии по оплате труда работников (Ст. 130 ТК)

Энциклопедия судебной практики
Основные государственные гарантии по оплате труда работников
(Ст. 130 ТК)

1. Индексация заработной платы является государственной гарантией по оплате труда работников и направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности

Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 913-О-О).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 июня 2010 года N 913-О-О, что индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ, содержащимся в определении от «данные изъяты» N 913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст.130 ТК РФ).

Проанализировав положения статей 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги является обязанностью работодателя, реализация которой должна быть нормативно закреплена. С учетом этого суд обоснованно установил наличие у ОАО обязанности по установлению для работников этого ОАО порядка индексации заработной платы путем принятия какого-либо акта (локального нормативного акта, договора, соглашения).

Данные выводы суда согласуются с толкованием Конституционным Судом Российской Федерации норм Трудового кодекса Российской Федерации в Определении от 17 июня 2010 года N 913-О-О, согласно которому индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 17 июня 2010 года N 913-О-О, индексация заработной платы по своей природе представляет собой государственную гарантию по оплате работников. Нормативные положения статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляют работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы с учетом всей совокупности обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.

2. Обеспечение реализации государственной гарантии по получению работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности осуществляется иными федеральными законами, а не нормами ТК РФ

В силу ст. 130 Трудового кодекса РФ обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами является одной из основных государственных гарантий оплаты труда.

По смыслу данной нормы получение работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности Трудовой кодекс РФ относит к числу государственных гарантий, однако обеспечивается данное право федеральными законами, а не нормами Трудового кодекса. Федеральным законом от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (ст. 135, 136 ТК).

Статья 130 ТК Российской Федерации в качестве одной из основных государственных гарантий по оплате труда называет обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. Реализация этой гарантии обеспечивается нормами гражданского законодательства, предусматривающими очередность удовлетворения требований кредиторов.

3. Штатное расписание, предусматривающее получение лицами, занимающими одну и ту же должность разных окладов, противоречит положениям ст. 130 ТК РФ

Указание в штатном расписании разных окладов по одной и той же должности неправомерно и в силу ст. 2, ч. 2 ст. 22, ст.ст. 130, 132 Трудового кодекса Российской Федерации.

4. Очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве должника является одной из государственных гарантий оплаты труда, перечисленных в ст. 130 ТК РФ и направленная на обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности

Как было указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004 года N 254-О, установленная российским законодательством приоритетность проведения расчетов с работниками несостоятельного предприятия, перед которыми существует задолженность по оплате труда (удовлетворение требований данной категории кредиторов предусмотрено во вторую очередь), соответствует статье 11 Конвенции МОТ N 95 об охране заработной платы, предусматривающей, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов, и является одной из государственных гарантий оплаты труда, закрепленных в статье 130 Трудового кодекса Российской Федерации и предписывающих обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами.

Устанавливаемая законодательством о банкротстве очередность требований кредиторов направлена, в частности, на достижение таких целей, как обеспечение финансирования процедуры конкурсного производства (путем установления приоритета текущих платежей над требованиями, включенными в реестр требований кредиторов); создание условий для справедливого обеспечения экономических и юридических интересов всех кредиторов, включая лиц, в отношении которых необходимо введение дополнительных гарантий социальной защиты (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.03.2001 N 4-П), установление справедливого равновесия между конкурирующими интересами, которые затрагиваются в делах о банкротстве (постановление Большой Палаты Европейского суда по правам человека от 03.04.2012 по делу «Котов (Kotov) против Российской Федерации» (жалоба N 54522/00), приоритетное удовлетворение требований граждан, являющихся экономически слабой стороной договора банковского вклада (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2012 N 196-О-О), создание возможности защититься от банкротства путем установления залога и развитие тем самым кредита.

Читайте так же:  Как разменять муниципальную квартиру и возможно ли это

Указанная очередность является одной из государственных гарантий оплаты труда, закрепленных в статье 130 Трудового кодекса Российской Федерации и предписывающих обеспечить получение работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.06.2004 N 254-О), и проявлением природы Российской Федерации как социального государства — часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.07.2002 N 14-П).

Законодательное закрепление такого порядка удовлетворения требований кредиторов, при котором расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся ранее удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, но после удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью (т.е. кредиторами первой очереди), является одной из государственных гарантий оплаты труда, закрепленных в статье 130 Трудового кодекса Российской Федерации и предписывающих обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами.

5. Входящие в перечень основных гарантий величина МРОТ и меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, означают, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ

Статьей 130 Трудового кодекса РФ установлено, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.

Данные государственные гарантии подразумевают, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (статья 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на август 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович, А. Фроловой.

Статья 130. Основные государственные гарантии по оплате труда работников

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в статью 130 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

Статья 130. Основные государственные гарантии по оплате труда работников

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 130 ТК РФ

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

абзац третий утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

ограничение оплаты труда в натуральной форме;

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

сроки и очередность выплаты заработной платы.

Трудовое право

Основные государственные гарантии в сфере оплаты труда

В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

  1. величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации
  2. величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников бюджетной сферы в Российской Федерации
  3. меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы
  4. ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы
  5. ограничение оплаты труда в натуральной форме
  6. обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами
  7. государственный надзор за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда
  8. ответственность работодателя за нарушение требований законодательства, договоров о труде в области заработной платы
  9. сроки и очередность выплаты заработной платы

В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

Однако в ст. 421 ТК РФ говорится о том, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 17 сентября 2003 года с 1 октября 2003 года размер минимальной заработной платы определен в 600 руб. в месяц, что гораздо ниже прожиточного минимума.

При этом субъектам Российской Федерации, не получающим дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, предоставлено право с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений соответствующего субъекта РФ устанавливать более высокий размер минимальной оплаты труда.

Нельзя не заметить, что ст. 421 ТК РФ, исключающая возможность применения нормы о минимальном размере оплаты труда не ниже прожиточного минимума, вступает в противоречие с общей частью трудового законодательства, Конституцией РФ, международно-правовой регламентацией труда.

Читайте так же:  Как можно избавиться от кредитов законно лучшие способы

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Россия является социальным государством, которое обеспечивает достойную жизнь человека, в том числе и при установлении минимального размера оплаты труда. Достойная жизнь не может быть обеспечена при заработной плате ниже прожиточного минимума.

Следовательно, из данной конституционной нормы можно выделить одно юридически значимое обстоятельство, непосредственно касающееся минимального размера оплаты труда, а именно установление минимальной оплаты труда, обеспечивающей достойную жизнь человека, то есть не ниже прожиточного минимума.

В ч. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено правило о том, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и членов его семьи. Из данной нормы вытекает обязанность государства установить минимальный размер оплаты труда, обеспечивающий достойное работающего существование для него самого и членов его семьи.

Достойный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи работающего и на него самого.

В ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах каждому работающему в качестве минимума гарантируется справедливое вознаграждение, обеспечивающее удовлетворительное существование для него самого и членов его семьи. Из данной нормы также вытекает обязанность государства установить минимальную заработную плату обеспечивающую удовлетворительное существование всех работников и членов их семей, то есть не ниже прожиточного минимума на каждого работающего и нетрудоспособных членов его семьи.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах являются составной частью правовой системы нашего государства. Требования Конституции РФ, перечисленных международных актов в части установления минимального размера оплаты труда не могут быть отменены путем включения нормы в ТК РФ, не позволяющей правоприменителю руководствоваться ими.

Приостанавливать действие названных норм Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах путем принятия ТК РФ с включением в него нормы, требующей принятия специального закона, определяющего порядок и условия их применения в этой части, также не допускается.

В связи с чем правоприменители обязаны руководствоваться ст. 7 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и исключить применение противоречащей названным нормам, имеющим высшую юридическую силу, ст. 421 ТК РФ.

Кроме того, в ст. 2 ТК РФ к числу правовых принципов регулирования труда отнесено право каждого работника на получение справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и членов его семьи. Из данной нормы также следует, что государство в лице полномочных органов гарантирует каждому работнику справедливый размер заработной платы, обеспечивающий достойное человека существование для него самого и членов его семьи.

Данный размер, как уже отмечалось, не может быть ниже прожиточного минимума на самого работающего и членов его семьи. В ст. 2 ТК РФ помещены требования-принципы, которым должны соответствовать все другие нормы Кодекса, в том числе и ст. 421 ТК РФ.

В связи с изложенным все правоприменители, включая мировых судей, судей федеральных районных (городских) судов, правовых инспекторов труда, на основании ст. 7 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 2 ТК РФ обязаны по требованию работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, взыскать в их пользу суммы, недостающие до прожиточного минимума.

Трудовое право

Основные государственные гарантии в сфере оплаты труда — страница 2

Прожиточный минимум устанавливается Правительством РФ в соответствии с ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Однако этот минимум по существующей методике может быть определен в каждом субъекта РФ, его величина и должна стать основой для выплаты работникам минимальной заработной платы.

Нельзя не заметить, что включение ст. 421 ТК РФ в кодифицированный нормативный правовой акт обусловлено экономической целесообразностью. Однако в ст. 1 Конституции PФ Россия провозглашена правовым государством, в котором действует закон, и исполнительная, и судебная власть должны подчиняться правовым нормам.

Если исполнительная власть не в силах обеспечить применение норм права, она должна быть заменена, с тем чтобы в государстве действовало право, а не экономическая целесообразность, навязанная обществу исполнительной и законодательной властью, в том числе и путем включения в кодифицированный акт ст. 421 ТК PФ.

Поэтому принятие специального федерального закона для взыскания в пользу работников заработной платы в размере прожиточного минимума, как это предусмотрено ст. 421 ТК РФ, не требуется, поскольку данный вопрос урегулирован нормами, имеющими высшую юридическую силу. Федеральный закон должен определить лишь источники выплаты заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума.

Для работников частных организаций таким источником являются средства этих организаций, для бюджетников средства соответствующего бюджета, в частности, федерального, регионального, местного.

Следующей гарантией в сфере оплаты труда названа величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников бюджетной сферы Федеральным законом «О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» от 12 сентября 2003 года, величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников бюджетной сферы с 1 октября 2003 года также установлена в размере 600 рублей в месяц.

Однако и для бюджетников величина минимального размера оплаты труда по изложенным причинам не может быть меньшей прожиточного минимума. В связи с чем правоприменители при разрешении споров об оплате труда должны руководствоваться ст. 7, 15 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 2 TK РФ, гарантирующими получение работниками бюджетной сферы всех уровней заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума.

В качестве государственной гарантии в сфере оплаты труда выступают меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

В организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация проводится в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами, а в частных организациях – в порядке, предусмотренном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации. В соответствии с Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 года каждый работодатель обязан обеспечить повышение заработной платы в связи с ростом стоимости жизни.

Читайте так же:  Как аннулировать дарственную на жилое помещение отмена договора дарения

Соответственно данной обязанности работник имеет право на повышение заработной платы в связи с ростом стоимости жизни. В качестве ориентира для такого повышения может быть использован индекс роста цен в субъекте Российской Федерации. Организации, финансируемые из бюджета, должны проводить повышение уровня заработной платы в связи с ростом потребительских цен за счет средств соответствующего бюджета: федерального, регионального или местного.

Другие организации обеспечивают защиту заработной платы от инфляции за счет собственных средств. Отсутствие в организации локальных актов о повышении уровня заработной платы в связи с ростом стоимости жизни не освобождает работодателя от исполнения возложенной на него федеральным законом обязанности по защите заработной платы от инфляции.

В качестве установленного государством минимума в данном случае выступают рассчитанные полномочными государственными органами индексы роста потребительских цен.

В качестве гарантии государства в сфере оплаты труда названо ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения заработной платы. В ст. 35 Конституции РФ запрещено лишение имущества, в том числе части заработной платы, без судебного решения.

Поэтому основания и размер удержаний из заработной платы работников может быть определен в соответствии с законом по соглашению между работодателем и работником. Налогообложение заработной платы является исключительной компетенцией федерального законодателя. Поэтому другие органы государственной власти, в частности субъектов Российской Федерации, не могут принимать нормы о дополнительном по сравнению с федеральными законами налогообложении заработной платы.

Государственной гарантией в сфере оплаты труда является ограничение оплаты труда в натуральной форме. Данная оплата может иметь место только с согласия работника, не запрещенными в законодательстве предметами и не более определенной в законодательстве части заработной платы.

Государственной гарантией в сфере оплаты труда названо обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. Работники в части взыскания заработной платы являются привилегированными кредиторами своего работодателя. В связи с чем они получают заработную плату до погашения им задолженности перед другими кредиторами.

Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве гарантии в сфере оплаты труда фигурирует государственный контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда.

В связи с чем в обязанность органов государственного контроля за соблюдением трудового законодательства, в частности государственной инспекции труда, входит обеспечение полной и своевременной выплаты заработной платы, а также реализации других гарантий по оплате труда, например, по повышению реального содержания заработной платы в связи с ростом стоимости жизни. Поэтому у работников имеется право требовать от указанных органов обеспечения реализации прав по оплате труда.

Государственной гарантией выступает ответственность работодателя за нарушение требований законодательства, договоров о труде в области оплаты труда. Работодатели, их полномочные представители могут быть привлечены к уголовной, административной, материальной, дисциплинарной ответственности за нарушение права работников на получение заработной платы своевременно и в полном объеме.

В качестве государственной гарантии выступают и установленные в законодательстве сроки и очередность выплаты заработной платы. Каждый работодатель обязан соблюдать установленные федеральным законом сроки выплаты заработной платы, их нарушение и может стать поводом для привлечения работодателя, его полномочных представителей к установленным законодательствам мерам ответственности.

Как уже отмечалось, в соответствии с законодательством работники являются привилегированными кредиторами при получении заработной платы. Поэтому они не должны быть в очереди с другими кредиторами работодателя, очередность может быть определена между работниками, перед которыми работодатель имеет задолженность по заработной плате.

По всей видимости, в законодательстве должны появиться правила, исключающие возможность получения заработной платы управленческим персоналом организации при невыплате заработной платы другим работникам. Государство должно обеспечивать равные возможности на своевременное и полное получение заработной платы. Поэтому получение заработной платы отдельными работниками при невыплате заработной платы другим работникам организации должно рассматриваться как нарушение законодательства, гарантирующего равенство прав и возможностей при получении заработной платы.

Поэтому работники должны в установленные сроки получать заработную плату, при недостаточности средств они должны быть распределены в равных пропорциях между всеми работниками организации. В этом случае и можно будет сделать вывод о соблюдении очередности при получении заработной платы, так как все работники организации будут находиться в равном положении, что соответствует действующему законодательству.

Основные государственные гарантии по оплате труда работников в РФ

Государственные гарантии по оплате труда являются одними из самых основных. Благодаря нормам трудового права можно урегулировать вопросы выплаты заработной платы, отпускных или сверхурочных часов. Любой работодатель (государственного или частного предприятия, учреждения) обязан соблюдать подобные нормы.

Какие основные государственные гарантии по оплате труда работников есть в РФ

Размер минимальной заработной платы устанавливается законом

В Российской Федерации существует нормативная правовая база, регулирующая вопросы трудоустройства и выполнения трудовых обязанностей на возмездной основе.

В ней освещены ситуации, которые возникают между работником и работодателем на протяжении рабочего времени. Сюда можно отнести Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, различные регламенты, правила по технике безопасности на рабочем месте и другие.

Гарантии – это то, что положено работающему по закону. В противном случае россияне могут обратиться в уполномоченные органы за защитой прав. Среди государственных правовых гарантий можно выделить основные:

  1. Оплату труда.
  2. Оплату дополнительных часов.
  3. Больничные, отпускные и командировочные.
  4. По беременности и родам.

Даже когда работодатель не заключил трудовой договор с гражданином, он должен выплачивать заработную плату. При этом считается, что человек фактически приступил к выполнению своих обязанностей. Труд в России разрешен официально с 16 лет.

Оплата труда, МРОТ

В соответствии с ТК РФ работодатель должен предоставить работнику все законные гарантии по оплате труда. Заработную плату начисляют и выплачивают на основании трудового договора, соглашений. Не имеет значения, какой вид договора был заключен – основной, срочный.

Заработок должен быть в той денежной сумме, которая предусмотрена в официальной бумаге. При трудоустройстве россиянин соглашается на трудовые условия путем подписания специальных бумаг.

В законодательстве предусмотрен порядок исчисления заработка гражданина. По правилам денежная сумма не должна быть меньше МРОТ – минимального размера оплаты труда. Ежегодно размер МРОТ проходит индексацию в связи с растущей инфляцией.

Также имеют влияние уровень безработицы по стране, уровень цен, иные экономические процессы. По состоянию на 1 января 2019 год сумма МРОТ составляет 11 тысяч 280 рублей. Это базовая федеральная ставка, применяемая на всей территории России.

Читайте так же:  Как происходит расторжение договора по соглашению сторон, образец необходимой документации

Для некоторых регионов устанавливается индивидуальная ставка, меньше которой работодатель не имеет право начислять плату за труд. Например, в Московской области данная ставка равна более 15 тысяч рублей.

Дополнительный заработок и его особенности

Неофициальная подработка не гарантирует 100% оплату

Граждане России могут иметь дополнительный заработок. Но, чтобы воспользоваться всеми правовыми гарантиями, нужно иметь на руках подписанный работодателем договор, соглашение или иной документ. Это позволит защитить россиянина от недобросовестных действий или бездействий руководства организации или учреждения.

Если заработок официальный, но на другом предприятии, то оплата происходит в стандартном режиме. Если на одном и том же, то выплачивается лишь определенный % от должностной ставки в соответствии со штатным расписанием – совместительство.

Заработок же в качестве фрилансера на различных биржах в интернете, игры в онлайн казино или иных порталах не регулируются трудовым законодательством. Гражданин не будет защищен с юридической точки зрения.

Оплата больничного (временной нетрудоспособности)

Период нетрудоспособности также должен быть оплачен в соответствии с ТК РФ. Здесь применяются специальные формулы. С января 2019 года в правилах появились изменения. % от заработной платы состоит из стажа трудящегося:

  1. 8 лет и более – 100% заработка.
  2. От 5 до 8 лет – 80% заработка.
  3. До 5 лет стажа – 60% заработка.

Факт нетрудоспособности подтверждается документом – листом (больничным), подписанным медицинским работником. На таком листе также должна присутствовать печать медицинского учреждения. Здесь используется бланк, официально утвержденный нормами права.

Инспектор по кадрам должен учитывать:

  1. Стаж гражданина.
  2. Средний заработок.
  3. Законодательную базу (Федеральный закон №86) и формулу для расчета.

Больничный может быть в связи с:

  1. Травмой или заболеванием гражданина.
  2. Уходом за близким родственником, членом семьи.
  3. Уходом за больным ребенком до 7 лет.
  4. Лечением в санатории или стационаре.
  5. Протезированием, лечением зубов по медицинским показаниям.

Оплату должны произвести независимо от того, работал ли где-то до этого россиянин или нет. Обычно учитывается стаж, начиная с 6 месяца после официального трудоустройства.

В соответствии с Федеральным законом №255-ФЗ законодательно предусмотрено несколько режимов по оплате больничных листов. Например, при нахождении в стационаре иждивенца до 7 лет первые 10 дней оплачиваются по среднему дневному заработку, а с 11 дня только в размере 50% от общего размера.

Оплата отпуска, командировок

Отпуск и командировка регулируются дополнительными законодательными актами – Постановлением Правительства №749, приказами Минфина. В случае производственной необходимости сотрудника могут направить в командировку (по согласию). При этом ему положены определенные гарантии – возмещение платы за проживание в гостиницах, проезд на транспорте, питание.

Согласно нормам права руководитель может вызвать гражданина из отпуска (кроме беременной женщины) или оставить в командировке при наступлении отпуска. По окончании командировки россиянин должен отчитаться в отделе кадров и бухгалтерии по выделенным денежным средствам.

В соответствии со статьями 116-119 ТК РФ гражданину положен ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 28 дней. В некоторых регионах учитывается специальный коэффициент, из-за которого увеличивается количество дней.

Также влияют особые условия труда. Военнослужащим же, как особой категории граждан, производят выплаты на основании дополнительных норм права – федеральных законов о военном довольствии, статусе военнослужащих.

Оплата учебного отпуска

Каждый трудящийся имеет право на получение образования. Не имеет значения среднее или высшее. Главное правило – оно не должно мешать трудовой деятельности гражданина. Россиянин вправе выбирать любое учебное заведение на территории Российской Федерации. Оно лишь должно соответствовать следующим критериям:

  1. Иметь лицензию на ту профессию, которую получает сотрудник организации или учреждения.
  2. Иметь государственную аккредитацию, регистрацию на территории России.
  3. Обучение должно быть вечерним или заочным.

В случаях, когда студенту необходим отпуск в связи со сдачей государственных экзаменов, защиты дипломной работы (4 месяца), а также ежегодной сдачи сессии, ему обязаны предоставить выходные по закону. Для этого гражданин должен написать заявление на имя руководителя, прикрепить справку-вызов от учебного заведения.

Руководитель обязан проставить визирующую надпись и подпись о согласии на данное мероприятие. В противном случае работник имеет полное право обратиться в профсоюз, суд или трудовую инспекцию.

Праздничные и сверхурочные часы, переработка

Праздники считаются только те, что законодательно разрешены и содержатся в производственном календаре текущего года. Независимо от качества и вида работы, а также распределения рабочего времени (сменный график, переработка, производственные нужды) праздничные дни оплачиваются в двойном размере.

Сверхурочные часы и переработка также должна оплачиваться в полном объеме. Это то рабочее время, которое гражданин тратит на выполнение обязанностей сверх установленной нормы по штатному расписанию. Россиянин может иметь разный график работы. Основным является – 5-дневная рабочая неделя с 2 выходными (40 оплачиваемых часов за 7 дней).

Иногда устанавливают для граждан смены по 12 часов. В этих целях рекомендуется держать на рабочем месте производственный календарь. Ежегодно он содержит незначительные изменения. В нем указаны общие часы, по которым можно высчитать переработку. Подобные часы должны оплачивать в 1,5 раза больше основного заработка.

Беременность и роды

У беременных женщин, трудящихся на территории России, больше всего привилегий. Работницу «в положении» в соответствии с ТК РФ работодатель не имеет право уволить (только при ликвидации юридического лица или закрытии ИП, ухода по собственному желанию).

Также при оформлении на работу такого человека не имеют право не принять, назначить ему испытательный срок. В статье 261 ТК РФ сказано, что руководитель может выдать замечание или выговор, но не более.

Даже если сотрудница была принята на должность по срочному договору, по окончанию его срока действия с ней обязаны продлить трудовые отношения до рождения ребенка. По закону беременная женщина может не сообщать инспекторам по кадрам о своем специфическом положении.

Такой категории сотрудников полагаются все государственные гарантии, а также те, что положены по беременности и родам (денежные выплаты – по стандарту 70 дней до родов и 70 дней после родов, предусмотрены и иные правила начисления). Это:

Кроме этого, беременной полагается снижение уровня тяжести трудовых обязанностей. Запрещена работа в праздничные дни, сверхурочная, а также любые командировки.

Полезная информация

Для получения государственных гарантий в сфере оплаты труда необходимы различные документы. Письменные доказательства существования какого-либо юридического факта принимаются инспекциями по труду, прокуратурой или судом. В иных случаях работнику придется очень долго и усердно доказывать свои нарушенные права.

В каждой отдельно ситуации должен быть индивидуальный пакет бумаг. Это может быть:

[2]

  1. Больничный лист (оформляется на специальном бланке медицинским работником).
  2. Приказ об отпуске или направлении в командировку.
  3. Табель учета рабочего времени (ведется учет праздничных дней, сверхурочных часов).
  4. Направление на учебу, сессию.
  5. Медицинская справка о наличии беременности.
  6. И другие документы.
Читайте так же:  Налогообложение при продаже квартиры законодательство рф, общие принципы и порядок уплаты налога

Все перечисленные бумаги из списка регулируются отдельными статьями ТК РФ, иными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Каждый человек, выполняющий трудовые обязанности, имеет право отстаивать законные интересы. В качестве контролирующих органов в России выступают прокуратура и инспекции по труду. За защитой нарушенных прав также можно обратиться в профсоюз (при наличии) или в судебный орган.

[1]

Управление персоналом: трудовой договор и оплата труда

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Глава 14. Правовое регулирование оплаты труда § 14.1. Понятие оплаты труда. Основные государственные гарантии по оплате труда работников

Правовое регулирование заработной платы в РФ подчинено ряду принципиальных положений – таких, как равная оплата за равный труд, учет в оплате различий между квалифицированным и неквалифицированным трудом, учет различий в условиях труда в разных районах страны. Одним из важнейших положений правового регулирования заработной платы является и то, что заработная плата работников определяется децентрализованно, решениями администрации данного предприятия по согласованию с работниками.

Статья 129 ТК РФ дает легальное определение понятию оплаты труда.

Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Государством создается система государственных гарантий по оплате труда работников. В нее включаются:

1) величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

2) меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

3) ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

4) ограничение оплаты труда в натуральной форме;

5) обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

6) государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

7) ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

8) сроки и очередность выплаты заработной платы.

§ 14.2. Заработная плата. Минимальная заработная плата

В статье 129 ТК РФ определено понятие заработной платы, которое уже было рассмотрено. А в ст. 133 ТК РФ дается понятие минимальной заработной платы.

Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) – гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

■ организациями, финансируемыми из федерального бюджета, – за счет средств федерального бюджета;

■ организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

■ организациями, финансируемыми из местных бюджетов, – за счет средств местных бюджетов;

■ другими работодателями – за счет собственных средств. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Заработная плата должна отвечать интересам работника, обеспечивая его самого и его семью необходимым фондом жизненных средств, а с другой стороны размер ее должен быть таков, чтобы понесенные работодателем издержки по статье «затраты на рабочую силу» позволили бы ему не только возместить затраты на производство, но и получить прибыль.

Трудовой кодекс РФ в ст. 2 закрепляет, что одним из основных принципов регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений признает «право на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на получение заработной платы своевременно и в полном размере».

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. В настоящее время эта норма еще не введена в действие впредь до принятия специального закона.

Источники


  1. Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.

  2. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.

  3. Кудинов, О.А. Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения: Юридический комментарий / О.А. Кудинов. — М.: Городец, 2015. — 128 c.
  4. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.
Основные государственные гарантии по оплате труда работников в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here