Осаго — это обязательное страхование

Сегодня поговорим на тему: "Осаго — это обязательное страхование". На странице представлена информация полностью раскрывающая тему. В случае возникновения вопросов вы их всегда можете задать дежурному специалисту.

Страховой полис ОСАГО

что такое ОСАГО

ОСАГО — вид обязательного страхования, введённый в действие в 2003 году. По ОСАГО страхуется ответственность водителя и собственника транспортного средства за причинение вреда в результате дорожно-транспортного происшествия.

Полис ОСАГО — распечатанный на бланке строгой отчётности или на стандартном белом листе А4 договор, который подтверждает, что гражданская ответственность собственника и водителя транспортного средства застрахована.

Аббревиатура ОСАГО расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности.

Образец полиса

Как работает ОСАГО

ОСАГО действует на всей территории России (исключения) в пределах дорог и на прилегающих к ним территориях, предназначенных для движения транспортных средств: во дворах, в жилых массивах, на автостоянках и заправочных станциях. Пункт Закона «Об ОСАГО» о праве страховой компании отказать в выплате, если ДТП произошло на «внутренней территории», исключили из текста закона 1 марта 2008 года.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств защищает имущественные интересы и потерпевших и виновника аварии.

Если вы потерпевший

Потерпевший обращается в страховую компанию за компенсацией ущерба, причинённого дорожно-транспортным происшествием. Если страховая выплата не покрывает ущерб, оставшуюся сумму возмещает виновник аварии: добровольно или через суд.

Закон «Об ОСАГО» признаёт потерпевшими всех лиц, жизни, здоровью или имуществу которых причинён вред в результате аварии. Пешеходы; пассажиры, находившиеся в автомобиле виновника аварии; владельцы придорожного имущества тоже признаются потерпевшими и в праве рассчитывать на получение страховой выплаты.

Если вы виновник

Страховая компания выплачивает за виновника аварии каждому потерпевшему до 500 тысяч рублей. Собственник ТС заранее покупает дополнительный полис — ДСАГО, если хочет увеличить эту сумму.

Водитель — виновник аварии не считается потерпевшим и никаких выплат не получает. Автомобиль виновника нельзя отремонтировать по ОСАГО, для этого понадобиться оформить полис КАСКО. Виды ОСАГО

Виды ОСАГО

ОСАГО можно условно подразделить на несколько видов:

  • в зависимости от количества водителей, допущенных к управлению ТС — ограниченная и неограниченная страховка;
  • в зависимости от периода использования транспортного средства — полная, когда ТС используется 12 месяцев в году, и короткая страховка.

Стоимость страховки

Стоимость страховки

Цена полиса ОСАГО складывается из базового тарифа, умноженного на поправочные коэффициенты. Размеры тарифов устанавливаются Центральным Банком, который вправе увеличивать и уменьшать страховые тарифы не чаще одного раза в год.

С 2014 года страховые компании имеют право изменять стоимость страховки в рамках «тарифного коридора» — максимальных и минимальных значений базового тарифа, поэтому цена страховки может отличаться в зависимости от выбранной страховой компании. Когда и кто должен приобрести полис

Когда и кто должен приобрести полис

Использование транспортных средств на территории России без полиса ОСАГО — запрещается (когда можно ездить без ОСАГО). Собственник обязан приобрести страховку в течение десяти дней с момента приобретения автомобиля.

Допуск к управлению водителя, не вписанного в страховку, — запрещается, даже если на пассажирском сидении владелец ТС.

Приобрести страховку может любое дееспособное лицо. Страхователь и собственник транспортного сре́дства могут отличаться. Срок действия договора

Срок действия договора

Договор ОСАГО, по общему правилу, заключается сроком на 1 год, за исключением:

  • «Транзитных» или коротких страховок, для следования к месту регистрации ТС, или прохождения техосмотра. Срок страхования — от 1 до 20 дней.
  • Страхования транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве. Срок страхования — от 5 дней до 1 года.

[3]

Если период использования ТС закончился, а срок действия страховки — нет, договор ОСАГО считается действующим. Наказание за отсутствие полиса

Наказание за отсутствие полиса

Водителю, управляющему ТС без полиса ОСАГО, придётся заплатить штраф, а если водитель стал виновником ДТП — самостоятельно возместить причинённый ущерб. Вред жизни и здоровью потерпевших, подлежит возмещению виновником аварии в сумме не меньшей чем определена Законом «Об ОСАГО».

Если полис ОСАГО заканчивается и собственник не планирует использовать транспортное средство длительное время, то оформлять полис ОСАГО на этот период необязательно. Штраф за отсутствие страховки, когда автомобиль стоит в гараже, не предусмотрен. Нормативные документы

47. Обязательное страхование автогражданской ответственности в рф.

Объектом страхования автогражданской ответственности являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Страховым риском считается ущерб или риск, нанесенные страхователем или застрахованным, третьим лицам только при ДТП. В остальных случаях вред возмещается в соответствии с законодательством РФ.

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ осуществляется в добровольной и обязательной форме.

Нормативные документы, регламентирующие ОСАГО: ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.02; Гражданским кодексом РФ (гл 48); ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» №4015-1 от 1992 г. (с изм. от 31.12.97)

Основные принципы обязательного страхования автогражданской ответственности:

гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших;

всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;

недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;

экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности:

Владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности

При возникновении права владения транспортным средством владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения.

Страховая сумма – определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тысяч рублей, а именно:

в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, – 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего;

в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

В случаях, когда страхователь хочет увеличить размер страхового тарифа, применяется добровольное страхование автогражданской ответственности.

Срок действия договора обязательного страхования составляет один год.

При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис.

Читайте так же:  Как узнать инн физ лица по паспорту и на сайте фнс

Особенности страхования ОСАГО в РФ

Социологические опросы в 2004 году дали следующие результаты:

Большинство автовладельцев (56%) все-таки положительно относятся к ОСАГО.

ОСАГО является скорее затормаживает (а не ускоряет) развитие добровольных видов страхования, прежде всего, за счет низкого качества обслуживания. Так, 47% автовладельцев не довольны качеством ОСАГО, а 68% автовладельцев согласны, что получить деньги со страховщика достаточно сложно.

Основное направления совершенствования ОСАГО большинство автовладельцев связывают, в первую очередь, с упрощением процедуры разбора мелких ДТП (78%).

Обязательное страхование или зачем нужен ОСАГО?

Аббревиатура ОСАГО кратко обозначает обязательное страхование автогражданской ответственности. Обязательным этот вид страховки считается с 1 июля 2003 года на основании Федерального закона № 40-ФЗ. Такой полис выручает, если при ДТП по вине собственника страховки пострадало здоровье или имущество третьего лица. В такой ситуации компания, выдавшая страховку, в рамках страховой суммы возмещает ущерб потерпевшей стороне.

Для кого полис ОСАГО является обязательным и наоборот

Каждый владелец автомобиля, в том числе и гражданин иной страны, при эксплуатации автотранспорта на территории РФ обязан приобрести полис ОСАГО. Исключением из этого правила являются следующие категории ТС:

  • ТС с максимальной скоростью не выше 20 км/ч.
  • ТС, по закону не имеющие права быть участниками дорожного движения.
  • Вся военная техника, кроме ТС хозяйственного назначения.
  • Прицепы и полуприцепы для легковых ТС, находящиеся в собственности физического лица.
  • ТС, собственниками которых являются иностранные граждане и прошедшие регистрацию в другой стране. Но при этом для таких автомобилей присутствует необходимость оформления «Зеленой карты» , как одного из видов страхования гражданской ответственности, принятого в международной системе отношений.

Выплаты по ОСАГО – на что можно рассчитывать владельцу полиса?

Выплата ущерба по ОСАГО ограничена лимитом ответственности. Если вред причинен жизни и здоровью третьего лица он составляет 500 тыс. рублей для каждого потерпевшего, а при нанесении имущественного ущерба – 400 тыс. рублей. Так что оформить ОСАГО – это не значит выбросить деньги на ветер, а приобрести уверенность в завтрашнем дне и быть защищенным при наступлении определенных обстоятельств.

Какова стоимость ОСАГО?

Цена полиса ОСАГО рассчитывается для каждого индивидуально. Она основывается на тарифах, утвержденных Правительством РФ, которые едины для любой компании. Расчет стоимости полиса ОСАГО можно произвести самостоятельно здесь, заполнив все необходимые данные в форме.

Для этого вам нужно будет заполнить следующие поля:

  • Кем является владелец ТС – физическим или юридическим лицом.
  • Тип транспорта.
  • Данные о мощности двигателя.
  • Уточнить временные рамки эксплуатации ТС.
  • Рассчитать и вписать соответствующий коэффициент бонус-малус (КБМ), дающий скидку за безубыточное вождение в размере 5% в год.
  • Региональную принадлежность ТС.
  • Данные о количестве, возрасте и стаже каждого допущенного к управлению автомобилем водителя.

Возможность проверить КБМ, который на данный момент закреплен за вами, существует прямо здесь и сейчас. Просто нажав на ссылку РАСЧЕТ ЛИЧНОГО КБМ. Но бываю ситуации когда по вине страховой компании, ошибки агента или сбоев в базе РСА значение КБМ обнуляется, а если быть точнее становится равно единице. Ознакомиться с наиболее вероятными причинами такой напасти вы можете в статье Пропала скидка по ОСАГО или КБМ не найден. Но вопрос, что же делать, если такое произойдет именно с вами, волнует каждого авто владельца. Кто-то обращается с запросом в РСА, а кто-то идет прямой наводкой в суд. О том Как восстановить КБМ более подробно вы можете узнать также на нашем сайте.

Необходимые документы при оформлении ОСАГО?

Приобрести подобную страховую защиту вы можете в любой страховой компании. Но совершая выбор страховщика, стоит обратить внимание на его известность и рейтинг. В последнее время стало очень популярным страховое мошенничество. Проверить ОСАГО на оригинальность возможно просто перейдя по ссылке.

Но, прежде чем получить на руки полис ОСАГО, вам следует пройти технический осмотр ТС. Некоторые нечистые на руку страховщики при оформлении полиса выдают уже заполненный талон ТО, беря за это дополнительную плату и утверждая, что необходимость прохождения ТО для вас уже не актуальна. Проверить подлинность ТО можно у нас на сайте.

Список документов, требуемых страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО для ФЛ и ЮЛ немного различается. Для физического лица будет достаточно паспорта, СТС ил ПТС, диагностической карты или талона ТО, водительских прав всех водителей, допущенных к управлению, и доверенности, в ситуации когда страховка приобретается не лично владельцем ТС. Список документов для ЮЛ дополняется доверенностью о праве представления интересов ЮЛ и свидетельством о регистрации ЮЛ. Также представитель юридического лица обязательно должен при себе иметь печать предприятия.

Начиная с 1 октября 2015 года у каждого авто владельца появилась возможность приобретать электронный полис ОСАГО, что значительно упрощает процедуру оформления и дает возможность это сделать без очередей и лишних нервов. Все действия производятся посредством сети интернет, после чего на электронную почту страхователя приходят все необходимые документы.

Но каким бы полис ОСАГО ни был, обычным или электронным, — первоначально это защита, приобретаемая страхователем по довольно приемлемой цене. Ведь причиненный ущерб, в случае если страховкой придется воспользоваться, может быть в десятки раз выше уплаченной стоимости.

6.1. Страхование автогражданской ответственности.

1. Основные положения страхования автогражданской ответственности.

Объект страхования автогражданской ответственности (ст. 6)

Объектом страхования автогражданской ответственности являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Страховым риском считается ущерб или риск, нанесенные страхователем или застрахованным, третьим лицам только при ДТП. В остальных случаях вред возмещается в соответствии с законодательством РФ.

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ осуществляется в добровольной и обязательной форме.

Нормативные документы, регламентирующие ОСАГО

ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.02;

Гражданским кодексом РФ (гл 48);

ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» №4015-1 от 1992 г. (с изм. от 31.12.97)

Основные принципы обязательного страхования автогражданской ответственности(ст. 3)

Основными принципами обязательного страхования являются:

гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших;

всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;

недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;

экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности (ст. 4)

Владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности

Читайте так же:  Какой размер госпошлины при разводе в российской федерации и как его высчитать

При возникновении права владения транспортным средством владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним;

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация.

Страховщики (ст. 21)

В связи с тем, что ОСАГО затрагивает интересы значительных слоев общества, существует некоторые требования к страховщикам по ОСАГО:

1. Страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших и осуществление страховых выплат.

2. Страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков

3. Наличие у страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.

Страховая сумма (ст. 7)

Страховая сумма – определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма , исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тысяч рублей, а именно:

в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, — 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего;

в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, — 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

В случаях, когда страхователь хочет увеличить размер страхового тарифа, применяется добровольное страхование автогражданской ответственности

В США каждый штат определяет минимальные размеры страхового покрытия при авариях. Для этого применяются три цифры, которые в десятках тысяч долларов показывают эти лимиты. Так, в Калифорнии приняты следующие параметры: 15/30/5. Это означает, что автовладелец обязан иметь полис с минимальным страхованием ответственности из расчета: 15 тыс. долларов, если пострадал один человек, 30 тыс. долларов, если пострадали более одного человека и 5 тыс. долларов на покрытие материального ущерба. В штате Нью-Йорк и в округе Колумбия, где находится американская столица, параметры одинаковы – 25/50/10, а на Аляске – 50/100/25.

Государственное регулирование страховых тарифов (ст. 8)

Законодательством РФ определено государственное регулирование страховых тарифов посредством установления Правительством РФ:

[1]

размера страховых тарифов или их предельных уровней;

структуры страховых тарифов;

порядка их применения страховщиками при определении страховой премии.

Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов

Страховой тариф (брутто-ставка) – ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.

Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от следующих факторов, существенно влияющих на вероятность причинения вреда и на его потенциальный размер:

назначения транспортных средств,

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

территории преимущественного использования транспортного средства;

наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды;

Кроме того, страховыми тарифами устанавливаются также коэффициенты, учитывающие:

предусмотрено ли договором обязательного страхования условие о том, что к управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители, и если такое условие предусмотрено, — их водительский стаж, возраст и иные персональные данные;

Видео (кликните для воспроизведения).

сезонное использование транспортного средства.

Необходимость корректировки страховых тарифов на ОСАГО обсуждается с момента их принятия правительством весной 2003 г. Существуют интересные данные 2004 по категориям транспорта:

Отношение величины убытков к собранной премии по категориям транспорта. При существующем уровне страховой премии чрезмерные убытки приносит транспорт двух типов – такси и автобусы. Для автобусов превышение составляет 2 раза, для такси – 2,5 раза. Очевидный вывод – коэффициенты для этих категорий транспорта, возможно, должны быть выше нынешних. Обратный вывод можно сделать относительно мотоциклов и мотороллеров и дорожно-строительной техники: по-видимому, в настоящее время коэффициенты, установленные для этих категорий, избыточны.

Отношение величины убытков к числу страховых случаев по категориям транспорта (средняя величина убытков). Прицепы ко всем видам автотранспорта, не исключая дорожную технику, влекут достаточно тяжелые убытки (хотя их число может быть невелико). Достаточно тяжелы последствия ДТП с участием мотоциклов и мотороллеров, а также трамваев. В этой ситуации имеет смысл говорить о повышении лимита ответственности по имущественному ущербу. Кроме того, использование прицепов может быть основанием для оговорки специальных условий страхования или принятия мер превентивного характера — таких как, например, ограничение скорости или условий передвижения и т. д.

Отношение числа страховых случаев к собранной премии по категориям транспорта ().

Срок действия договора обязательного страхования (ст. 10)

Срок действия договора обязательного страхования составляет один год. Договор обязательного страхования продлевается на следующий год, если страхователь не позднее, чем за два месяца до истечения срока его действия не уведомил страховщика об отказе от его продления. Действие продленного договора обязательного страхования не прекращается в случае просрочки уплаты страхователем страховой премии на следующий год не более чем на 30 дней.

В договорах обязательного страхования указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

По договору обязательного страхования является застрахованным риск гражданской ответственности самого страхователя, а также других лиц, использующих транспортное средство на законном основании владельцев.

При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис и специальный знак государственного образца.

Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис.

При прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения:

о количестве и характере наступивших страховых случаев;

об осуществленных и о предстоящих страховых выплатах;

о продолжительности страхования;

о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах

Сведения о страховании предоставляются страховщиками в письменной форме и бесплатно.

Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при определении коэффициентов страховых тарифов, применяемых при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

ОСАГО – что такое страховой случай, что им не является и что считается спорным?

Машина повреждена, а страховая уверяет, что возмещение не положено? Обычная ситуация, но подобному не следует верить. Ведь страховой случай по ОСАГО это не только банальное ДТП, а иногда и запутанные ситуации, которые страховщики всегда норовят истолковать со своей колокольни. Хотите уметь самостоятельно разбираться в этом вопросе? Юридическая статья ниже вас ждёт. Тема сложная, но старался разъяснить просто.

Читайте так же:  Доверенность на оформление земельного участка понятие, порядок, особенности, необходимая документаци

Каким законодательством определяется страховой случай?

Определение страхового случая (СС) – это одно из главных понятий ОСАГО. Однако в законодательных нормативах ему, на удивление, уделено немного внимания.

Вот список документов, в которых указывается что такое СС:

  • ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» (от 25.04.2002 г., ред. от 23.06.2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016 г.), ст. 1, абзац 11;
  • ФЗ№ 306 «О внесении изменений в Федеральный Закон № 40» (от 01.12.2007, ред. от 21.07.2014 г.), ст. 1, п. «б»;
  • Постановление Правительства РФ № 263 «О правилах ОСАГО» (от 7 мая 2003 г.), раздел второй;
  • Положение Центробанка РФ № 431-П «Об ОСАГО» (от 19 сентября 2014 г.).

Однако все эти документы описывают страховой случай скупо и недостаточно для полного понимания предмета не только простыми автомобилистами, но даже страховщиками, автоюристами и судебными органами.

Например, в законе № 40, а именно этот нормативный акт отвечает за терминологию и определения связанные с ОСАГО, разъяснению сути СС уделен один небольшой абзац в 35 слов (ст. 1, абзац 11).

В ФЗ № 306 для СС отведен целый раздел (второй), но в нем основной объем текста занимает определение страховых исключений, а по поводу понятия СС нет ничего, что могло бы дополнить положение из ФЗ № 40.

Что такое страховой случай по ОСАГО?

Что ж, раз из законов мы мало что можем узнать, давайте попытаемся разобраться с понятием СС самостоятельно.

Итак, для базового определения страхового случая используется два основных критерия, отражающих суть и СС и автогражданки в целом.

  • Объектом страхования является автогражданская ответственность виновного лица за причиненный ущерб;
  • Субъектом страхования является движение транспортного средства (ТС) по определенным дорогам и территориям.

Исходя из этого страховым случаем считается факт нанесения вреда ТС, другому имуществу, и (или) ущерба здоровью/жизни потерпевшего (потерпевших) в результате движения ТС виновника по предусмотренным для этого дорогам (или территориям).

То есть, для признания случая страховым, нужна совокупность следующих факторов:

  • Факт страхования автогражданской ответственности (имеется действительный полис ОСАГО);
  • Факт движения ТС во время происшествия;
  • Факт нанесения ущерба при происшествии.

Исходя из всего вышеуказанного становится понятно, что не всякое происшествие, связанное с использованием автотранспорта, может быть признано страховым случаем.

Внимание! Помните, что ОСАГО страхует вашу автогражданскую ответственность перед пострадавшими. Для страхования самого автомобиля применяется оформление КАСКО.

Какие существуют сложности в определении страхового случая

С базовым понятием мы разобрались, однако это не означает, что мы имеем полное понимание сути страхового случая. С первого взгляда может показаться, что раз понятие СС базовое, то его законодательная трактовка должна быть максимально четкой и недвусмысленной.

На самом деле тут иная ситуация.

Зачастую, для какого-то конкретного происшествия с авто, его интерпретация как страхового случая может быть проблематична. И страховые компании, и юристы-представители страхователя, если согласие между сторонами не достигнуто, могут добиваться признания или оспаривания факта СС.

Более того, тут вообще пока что отсутствует исчерпывающая ясность, из-за чего решения по спорным происшествиям приходится выносить судам, постановления которых, как и мнения юристов, далеки от полного консенсуса.

Давайте попробуем разобраться в чем сможем своими силами.

Почему законодательное определение страхового случая не исчерпывающе?

Если сравнить общепринятую практику ОСАГО и то, что написано по сути страхового случая в соответствующих законах, в глаза бросится явная недосказанность и даже противоречие.

Смотрите: все СК признают факт наступления СС если передвигающееся ТС нанесло ущерб. То есть если автомобиль-виновник на момент причинения ущерба не находился в движении, то СС не наступает – и это общепринятая страховая практика.

А что говорит закон? По определению ФЗ № 40 СС (там это называется автогражданская ответственность) наступает после происшествия, повлекшего вред (здоровью/жизни) или ущерб (имуществу) для потерпевших при использовании ТС.

Улавливаете суть противоречия? Формулировка «использование транспортного средства» может означать более широкий спектр происшествий, чем с уточнением «при движущемся ТС». И как следствие этого казуса, в некоторых судах наступление СС трактуют шире и выносят решения, на которые СК потом подают апелляции.

Какое мнение по поводу страховых случаев может быть у судов?

Да, большинство судов, работающих в рядовом бюрократическом режиме, выносят свои решения, не особенно отклоняясь от традиционной трактовки СС. Однако есть суды, где юристы читают и вникают в суть существующего законодательства и их постановления причиняют большую головную боль СК.

Возьмем классический случай с ущербом, причиняемым открываемой дверью машины: на стоянке близко друг к другу стоят два автомобиля. В одном из них резко открывается дверь, в результате чего кузову соседней машины наносится повреждение. СК наотрез отказываются признавать это СС, но есть немало автомобилистов, таки добившихся этого признания в суде.

На основе вышеупомянутого мной казуса с движением/использованиям авто, некоторые юристы и судьи обоснованно относят приведенную в движение дверь к разновидности процесса движения ТС и его использования. Ведь автомобильная дверь является составной частью ТС и приведение ее в движение означает, что его произвела вся машина, т. к. она есть механизм сложной конструкции.

Некоторые суды поступают более просто, рассматривая исковые заявления спорных дел по ОСАГО с ущербом при ДТП, без использования юридической казуистики. Решение принимается на основе факта выдачи справки о ДТП инспектором ДПС: есть такой документ, СС подтверждается – нет, значит нет.

Как на страховой случай влияют регресс и суброгация?

Есть в страховом деле такие понятия, как регресс (обратное требование) и суброгация. Подробнее о них я расскажу в отдельной статье, а тут коснусь их влияния на СС.

Дело в том, что выплаты возмещения потерпевшей стороне не имеют прямой зависимости от факта наступления СС. Вернее, от его признания СК таковым. Ведь в правилах ОСАГО существуют такие нормы, по которым при СС право на возмещение за счет страховщика утрачивается или не наступает вовсе (например, не подано уведомление о ДТП, упущен срок для подачи, неправильно заполненный бланк и т. д.).

Тогда выплаты все равно осуществляются, но конечным материальным ответчиком становится виновник ДТП, с которого СК, через механизмы регресса или суброгации взыскивают выплаченную пострадавшей стороне сумму.

Читайте так же:  Мошенничество с терминалами оплаты

То есть, для потерпевших лиц обращения за возмещением могут удовлетворяться когда СК отказала в материальной ответственности за виновника или аннулировала ее. Даже полное отсутствие у виновной стороны страхового полиса не является основанием к отказу в выплатах, если СС признан компанией – главное, чтобы ОСАГО был у другой стороны.

Когда страховщики не признают страховые случаи?

В разделе втором «Правил ОСАГО» (п. 8 и 9, куда входит много подпунктов) перечислены виды ущерба, которые не признаются страховыми случаями. Давайте посмотрим, что туда относится.

Положения пункта 8 «Правил ОСАГО»

Согласно пункту 8, при определенных ситуациях, СК отказывают в возмещении причиненного ущерба, даже если таковой имеет все частные признаки страхового случая.

То есть, данный пункт предусматривает законный отказ от страхового возмещения вне зависимости от наличия факта СС, моментов регресса, суброгации и т. п. – просто отказывают и все.

Все эти ситуации (за исключением одного положения) имеют чрезвычайный характер. Вот их список:

  • Обстоятельства неодолимой силы – в основном это стихийные бедствия, но сюда же могут относиться и некоторые виды несчастных случаев (подпункт (пп) «а»);
  • Радиационная опасность – сюда входит не только радиоактивное заражение, но и весь ущерб от возможных сопутствующих причин: повреждение электросистемы авто электромагнитным импульсом, воспламенение от первичного излучения, механические повреждения от действия взрывной волны. В общем – весь ущерб машине и людям при ядерной атаке или радиоактивной аварии СК не оплачиваются (пп. «б»);
  • Война – при любых видах конфликта, классифицируемого как военного (отечественная или гражданская война), ущерб авто и людям СК не оплачивается (пп. «в», «г»);
  • Народные волнения – сюда входят все конфликты, классифицируемые не как военные: контртеррористические операции, восстания, революции, стачки, забастовки и т. п. Вред людям и ТС в этих случаях СК не возмещают (пп. «г»);
  • Умышленный или ответственный вред – не оплачивается ущерб по умыслу потерпевшего и тому, кто является виновником ущерба (пп. «а» и п. 8.1).

Положения пункта 9 «Правил ОСАГО»

В девятом пункте собраны ситуации, при которых происшествие не будет засчитано как страховой случай. То есть, то, что не является СС, хотя для некоторых пунктов возможно компромиссное урегулирование вопроса по выплатам.

Итак, вот список не страховых случаев по законодательной версии:

На этом список страховых исключений закончен, хотя тут указаны лишь основные причины, т. к. полного списка, учитывающего особенности всех возможных ситуаций, составить нельзя.

В следующей статье я расскажу о том, что является страховыми случаями.

Полезные советы

  • При угоне ТС выплаты по ОСАГО не производятся, т. к. после угона факт управления авто законным владельцем исчезает, имейте это в виду. От угона можно застраховаться по другим программам.
  • При спорном страховом случае, если вы застрахованы в крупной компании (Росгосстрах, Ингосстрах, Ренессанс, Ресо и т. п.) и намерены с ней бороться, очень внимательно отнеситесь к сбору и оформлению всех документов, т. к. серьезные страховщики имеют специальный юридический штат для оспаривания претензий. Иногда хватает незначительной ошибки, чтобы надолго затормозить рассмотрение дела или проиграть его.
  • Истекший срок действия диагностической карты может стать причиной для аннулирования факта страхового случая для грузовых и пассажирских ТС, учтите это.

Заключение

Итак, из статьи вы поняли, что страховой случай по ОСАГО наступает при нанесении ущерба движущимся ТС в предназначенных для этого местах, если с договором автогражданки все в порядке. Ну и помните, что даже явно проигрышные спорные СС можно успешно доказывать в свою пользу в суде.

Что можно попросить вас рассказать о страховом случае? Эээ. рассказывайте о ваших необычных страховых случаях)) Вопросы по теме также прошу писать в комментах.

Видео-бонус: Думаете, что разбираетесь в собаках? 15 гибридов собак разных пород #2. Борзодор, лабромут, пудель-зудель, хаски-маски, шарпей-нипей или чибихуль)))

Статье конец. Кто читал — молодец. Поделитесь ею с друзьями в соц сетях и подпишитесь на мою рассылку — будете оповещены о новых статьях сразу.

Что такое полис ОСАГО и зачем он нужен?

Все, что нужно знать об обязательном страховании автогражданской ответственности.

ОСАГО — это страхование автогражданской ответственности водителя. Объектом страхования являются имущественные интересы водителя. В случае ДТП полис ОСАГО покроет убытки, причиненные третьему лицу.

Что такое ОСАГО?

ОСАГО или «автогражданка» — это полис, который приобретает водитель с целью защиты имущественных интересов. Покупая страховку, вы защищаете себя от материальных убытков, связанных с возмещением вреда, причиненного имуществу и здоровью третьих лиц. Простыми словами, благодаря этому полису водителю не придется оплачивать ремонт автомобиля и лечение людей, пострадавших в ДТП, случившегося по вашей вине.

Если наоборот — в ДТП пострадали вы — ущерб будет возмещен за счет ОСАГО виновной стороны. При этом отсутствие полиса у виновника происшествия не является причиной отказа в возмещении убытков.

Оформление ОСАГО — это не право водителя, а обязанность, прописанная в законе № 40-ФЗ «Об ОСАГО». При отсутствии страховки придется заплатить штраф, размер которого в 2018 году составляет 800 рублей. Весь перечень штрафов, сявязанных со страховым полисом на машину, собран здесь. Важно понимать, что это не самое страшное, что может пройти при отсутствии полиса.

Оформление полиса

Приобрести полис ОСАГО можно двумя способами:

  1. Обратившись в любую страховую компанию.
  2. На сайте страховой компании.

Отказать в оформлении полиса страховщики не имеют права, однако на практике встречаются ситуации, когда компания, указывая на отсутствие бланков или неработающий компьютер, не продают страховку. Водитель в этом случае может пожаловаться на работу страховщика в прокуратуру, ЦБ или РСА.

Для оформления полиса потребуется паспорт страхователя (на кого будет оформлена страховка), водительское удостоверение, СТС и ПТС. На основе этих документов производится расчет стоимости. Цена полиса зависит от нескольких параметров:

тип и мощность транспортного средства;

водительский стажа страхователя;

количество водителей, допущенных к управлению транспортным средством;

регион эксплуатации автомобиля;

наличие или отсутствие аварий, произошедших по вине страхователя, за прошедшие периоды.

Средняя стоимость ОСАГО в Москве в 2018 году составляет 8000 рублей, в регионах — 6000 рублей. При этом есть так называемый «ценовой коридор», устанавливающий минимальную и максимальную стоимость полиса. В пределах этого коридора страховщики могут менять тарифы на свое усмотрение.

Многих интересует, как оформляется ОСАГО, если у владельца нет водительского удостоверения? В этом случае страхователем становится собственник, а в пункте «допущенные к управлению ТС водители» указываются лица, которые могут управлять автомобилем. Соответственно, у них должны быть действующие права. Также можно выбрать неограниченную страховку. Она позволяет доверять управление автомобилем любому человеку, у которого есть права.

Оформление электронного полиса ОСАГО

В последние 3 года у водителей появилась возможность оформлять ОСАГО онлайн, без обращения в офис страховой компании. Покупка осуществляется на сайте выбранного страховщика с последующей онлайн-оплатой. Так приобретается электронный вариант «автогражданки», который имеет полную силу наравне с бумажным вариантом.

Читайте так же:  Мошенничество с долевым строительством

После оформления электронного ОСАГО рекомендуется сделать его распечатку, проставить печать в офисе страховщика и держать при себе. Но также не считается нарушением использование полиса, сохраненного в телефоне или мобильном приложении. Главное — это сам факт наличия страховки.

Нужен ли ОСАГО, если есть КАСКО?

Еще один популярный вопрос — нужен ли полис ОСАГО, если есть КАСКО? Страхование по КАСКО не является обязательным. Автовладелец может отказаться от покупки этого полиса, а вот от ОСАГО нет. «Автогражданка» является обязательной, поэтому за ее отсутствие предусмотрены штрафные санкции.

В случае ДТП полис КАСКО покроет убытки, причиненные вашему автомобилю. Происходит это одним из двух способов:

  1. Если вы стали виновником ДТП, то ущерб, причиненный пострадавшей стороне, будет возмещен по ОСАГО, а на восстановление вашего автомобиля деньги выделит страховщик, согласно условиям КАСКО.
  2. Если виновником стал другой водитель, то вы можете выбрать — воспользоваться ОСАГО или КАСКО для возмещения ущерба.

Аналогичная ситуация с полисом ДСАГО. Этот вид страхования не является обязательным. И наличие полиса ДСАГО не избавляет от ответственности за покупку ОСАГО.

Когда положены и не положены выплаты?

Выплаты по ОСАГО положены:

водителям, пострадавшим в ДТП;

пассажирам и пешеходам, здоровью которых был причинен вред.

Если у пострадавшего в ДТП водителя нет полиса ОСАГО, то он также может рассчитывать на компенсацию причиненного ущерба. Только обращаться придется не в свою страховую компанию, где ранее покупался полис, в компанию, где застрахован виновник ДТП. Не могут отказать в выплате и в ситуациях, когда у виновника аварии нет ОСАГО. Обращаться придется в свою страховую компанию.

Выплаты не положены в двух ситуациях:

  • Не определен виновник аварии.
  • У обоих водителей нет действующего полиса ОСАГО.

Размер компенсации определяется индивидуально, в зависимости от полученных повреждений. Но есть определенные лимиты. В 2018 году они составляют:

водителям на восстановление автомобиля выплачивается не более 400 тыс. руб.;

пострадавшим людям выплачивается не более 500 тыс. руб. на каждого.

Если указанной суммы не хватает, чтобы полностью покрыть причиненные убытки, разница выплачивается виновной стороной из своего кармана. Но возможно это только в судебном порядке.

Обратите внимание, что обратиться в страховую компанию следует в течение 5 дней после ДТП, если место аварии оформляется по Европротоколу и в течение 15 дней, если протокол был составлен ГАИ.

Нестандартные ситуации

К стандартной ситуации, когда пострадавшая сторона может беспрепятственно обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации, относятся ДТП, в которых соблюдены четыре основных условия:

  • У обоих водителей есть действующий полис ОСАГО.
  • В ДТП не пострадали люди.
  • Участниками ДТП стали два автомобиля.
  • Определен виновник аварии.

В остальных случаях компенсационные вопросы решаются через РСА.

Отсутствие ОСАГО

Как уже было сказано, штраф в размере 800 рублей — это минимальная ответственность за отсутствие полиса. Намного серьезнее убытки придется понести в случае ДТП по вашей вине. И здесь возможно три исхода событий:

  • Суммы в 400 тыс. руб. оказывается недостаточно, чтобы покрыть причиненные другому водителю убытки. Разницу придется доплачивать из своего кармана. И если вы столкнулись с каким-нибудь «Ламборджини» последней модели, то расходы будут очень большими.
  • У пострадавшего водителя тоже отсутствует полис ОСАГО. И он может обратиться в суд, чтобы взыскать с вас причиненный ущерб. В этом случае сумма компенсации может исчисляться сотнями тысяч рублей.
  • Вы стали виновником ДТП, но у пострадавшей стороны есть полис ОСАГО. В этом случае страховщик вправе подать на вас в суд и по регрессу взыскать сумму, выплаченную пострадавшей стороне.

Как видите, полис ОСАГО стоимостью в 5-10 тысяч рублей, приобретаемый раз в год, может уберечь семейный бюджет от серьезных потерь.

Популярные вопросы и ответы

Могу ли я после покупки подержанного автомобиля продолжить пользоваться страховкой бывшего владельца, если она неограниченная?

Нет, перед регистрацией транспортного средства на свое имя, вы должны приобрести полис ОСАГО, в котором будете фигурировать в качестве собственника. Инспектора ГИБДД обязательно сверяют данные полиса и СТС — чтобы на документ числился один собственник.

Если в страховой период я попал в ДТП, а виновником был признан другой водитель, повлияет ли это на стоимость полиса в следующем периоде?

Нет, КМБ (коэффициент бонус-малус) уменьшается только при условии, что авария произошла по вине страхователя.

Обязательно ли мне продлевать ОСАГО в той компании, в которой был куплен полис изначально?

Вы можете выбрать страховую компанию на свое усмотрение. Если вас не устраивают тарифы у текущего страховщика, то попробуйте сделать расчет в другой компании.

Можно ли отказаться от ОСАГО?

Отказаться от «автогражданки» можно в любой момент. Но только в течение 7 дней с даты покупки полиса действует «период охлаждения», когда страхователю возвращается вся сумма полностью. После этого периода вернуть страховую премию уже проблематично. Она будет возвращена, но с учетом прошедшего периода, расходов на оформление документа и т.д.

В какой срок страховщик должен выплатить компенсацию?

Страховщик должен выплатить компенсацию или направить автомобиль на ремонт в течение 20 дней с момента подачи заявления. Если компания не выдерживает сроки, можете писать жалобу в РСА или ЦБ.

Что делать, если страховая отказывает выплачивать компенсацию?

Видео (кликните для воспроизведения).

Прочитайте эту статью и отстаивайте ваши права.

Источники


  1. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.

  2. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.

  3. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.
  4. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.
Осаго — это обязательное страхование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here