Общественный земельный контроль для чего и когда нужен

Сегодня поговорим на тему: "Общественный земельный контроль для чего и когда нужен". На странице представлена информация полностью раскрывающая тему. В случае возникновения вопросов вы их всегда можете задать дежурному специалисту.

Глава XII. Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль (ст.ст. 71 — 73)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ наименование главы XII настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Глава XII. Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль

См. схему «Управление в сфере использования и охраны земли»

>
Государственный земельный надзор
Содержание
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Общественный земельный контроль: для чего и когда нужен?

Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области

Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону

Юридическая
Консультация Помощь Юриста

Онлайн консультация юриста и адвоката

  • Home »
  • Юридическая Помощь »
  • Земельное право »
  • ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ?

ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ?

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органа­ми местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления на осуществление земельного контроля за использованием земель и установлением порядка его осуществления могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов РФ.

Общественный земельный контроль осуществляется органами терри­ториального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установ­ленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

В условиях провозглашения и формирования демократического пра­вового государства и создания гражданского общества возрастает значение участия граждан в управлении делами общества и государства, в осуществлении общественного контроля за охраной земель.

Нередко общественный и муниципальный контроль объеди­няются земельным и иным природоресурсным, природоохран­ным законодательством в один. Местное самоуправление согласно ст. 12 Конституции РФ в пределах своих полномочий самостоятельно, и его органы не входят в систему органов государственной власти, по­этому многое объединяет общественный и муниципальный контроль.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления предусматривают в ряде случаев земельный и природоохранный общественный контроль на территории муниципального образования. Так, согласно Положению о старостах в округах Одинцовского района Московской области староста сельского населенного пункта принима­ет участие в разрешении земельных и иных природоресурсных споров, осуществляет контроль по вопросам качества обработки земель, состав­ляет и представляет в администрацию акты (или докладные) на необработанные (неиспользуемые) земельные участки в пределах населенного пункта, рассматривает в пределах своих полномочий заявления, пред­ложения и жалобы граждан по вопросам отношений в области охраны земель и окружающей среды.

Предусмотренными Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» иными законами формами осуществле­ния местного самоуправления и участия граждан в решении вопросов местного значения и деятельности органов местного самоуправления являются референдумы, собрания, конференции и сходы граждан, опросы граждан, народная и правотворческая инициатива.

Органы территориального общественного самоуправления, другие общественные объединения и граждане наделяются полномочиями по осуществлению контроля за подготовкой и принятием решений о предоставлении (передаче) гражданам и юридическим лицам прав на использование земель и иных природных объектов.

Не являющиеся государственными органы местного самоуправления имеют значительные функции по осуществлению земельного контро­ля, а также могут наделяться некоторыми государственными контроль­ными полномочиями.

Наряду с полномочиями граждан и общественных объединений их права по участию в природоресурсной и природоохранной деятельно­сти указываются в Федеральном законе об охране окружающей среды. Согласно ч. 4 и 5 ст. 68 данного Закона общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного экологического контроля, представлен­ные в органы государственной власти РФ, органы государственной вла­сти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обяза­тельному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

В Федеральном законе об охране окружающей среды предусматри­ваются права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окру­жающей среды (ст. 12), и система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду, где, в частности, указыва­ется, что органы государственной власти и самоуправления обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммер­ческим объединениям в реализации их прав в области охраны окру­жающей среды.

Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмо­тренных Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, привлекаются к ответствен­ности в установленном порядке.

В ЗК РФ, в Федеральном законе об охране окружающей среды пра­вам физических и юридических лиц корреспондируют соответствую­щие обязанности государственных органов РФ и ее субъектов, муни­ципальных органов и их должностных лиц.

Общественный контроль осуществляется общественными объедине­ниями, гражданами и имеет те же задачи, что и иные формы земельного контроля, в том числе государственного и производственного контроля за охраной и использованием земель.

Порядок участия граждан в охране и использовании земель, иных природных ресурсов, осуществлении общественного контроля регули­руется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общест­венных объединениях», иным законодательством, подзаконными ак­тами, уставами и другими основополагающими актами общественных объединений.

Так, по Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О про­фессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсо­юзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, в раз­работке правовых актов, регламентирующих вопросы экологической безопасности.

Профсоюзы осуществляют контроль за состоянием земель и окру­жающей среды через свои органы и имеют право посещать организа­ции, их структурные подразделения, рабочие места, вправе требовать от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников.

В Федерации независимых профсоюзов России создан отдел по про­блемам труда и экологии, которым готовится и осуществляется мето­дика общественного природоохранного (фаунистического, земельно­го и иного экологического) контроля, создана ассоциация «Партнеры за устойчивое развитие», одной из задач которой является координация сотрудничества общественных объединений между собой и с государственными структурами, в том числе в области охраны и рационального использования земель.

Вопросы предоставления муниципальному и общественному зе­мельному контролю информации решаются в Законе РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». Согласно ст. 7 данного Закона сведения, не подлежащие засекречиванию, включают состоя­ние экологии, здравоохранения, санитарии, факты нарушения зако­нодательства органами государственной власти и их должностными лицами.

Граждане могут сообщать об известных им правонарушениях в об­ласти охраны земли, участвовать в проверках, пикетах и иных формах уличных мероприятий, в осуществлении государственного экологиче­ского контроля. В ряде ведомств разработаны и применяются положе­ния об общественных инспекциях, состоящих из граждан.

Такие инспекции и положения о них существуют в области земель­ных отношений, охраны рыбных и охотничьих запасов, в области лес­ного хозяйства. В последнее время восстанавливаются добровольные народные дружины по охране общественного порядка, к функциям которых относится и поддержание земельного правопорядка.

Для решения вопроса можете воспользоваться нашим предложением: Бесплатная Юридическая Консультация

Общественный земельный контроль: для чего и когда нужен?

  • Главная
  • Новости
  • Воскресенск
  • Администрация
  • Совет депутатов
  • КСП
  • Документы
  • Услуги
  • Прокуратура
  • Противодействие коррупции

Почта главы [email protected]

Разъяснения по часто задаваемым вопросам в сфере муниципального земельного контроля

1. Как часто проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан?

плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще чем один раз в три года;

плановые проверки в отношении граждан проводятся не чаще одного раза в два года.

2. В каких случаях проводятся внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства?

истечение срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

поступление в орган муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о признаках нарушения земельного законодательства или фактах не устранения ранее выявленных нарушений;

мотивированное представление должностного лица по результатам проведения планового (рейдового) осмотра, обследования земельных участков без взаимодействия с правообладателями земельных участков о выявленных нарушениях земельного законодательства.

3. Какое нарушение является наиболее частным нарушением земельного законодательства на территории городского поселения?

наиболее частым нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный участок (ст.26 ЗК РФ);

использование земельных участков не в соответствии с их целевым назначением способами, которые наносят вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

не сохранение межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством (ст.42 ЗК РФ).

4. С какой целью утверждается программа по профилактике нарушений обязательных требований земельного законодательства?

программа разработана в целях организации проведения администрацией городского поселения Воскресенск в области профилактики нарушений требований земельного законодательства, установленных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, в целях предупреждения возможного нарушения, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований земельного законодательства.

5.Какие меры принимаются к нарушителям земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения за неисполнение предписания?

в соответствии с ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписаний, влечет наложение административного штрафа влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

6. Есть проверки по плану, а есть по жалобе, но ко мне на предприятие приезжали специалисты отдела контроля администрации по вопросу обследования земельного участка, правомерны ли их действия?

Согласно ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля» должностные лица осуществляющие земельный контроль имеют право без взаимодействия хозяйствующего субъекта (юридического лица, индивидуального предпринимателя) проводить плановые (рейдовые) осмотры (обследования) объектов земельных отношений, которые внесены в ежегодный план проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследования земельных участков. Ежегодный план проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований размещен на официальном сайте городского поселения Воскресенск и опубликован в Воскресенской районной газете «Наше слово».

7. Кадастровая стоимость моей земли завышена, могу ли я ее пересмотреть?

в случае если кадастровая стоимость кажется завышенной можно обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в государственное бюджетное учреждение МО «Центр кадастровой оценки» с заявлением об установлении ее в размере рыночной стоимости.

Общественный земельный контроль

Выше уже говорилось о том, что общественный земельный контроль представляет собой контроль за соблюдением требований законодательства, не ограниченный рамками официальных положений о земельном контроле. В сферу его деятельности входит проверка правомерности действий не только субъектов права на землю, но и органов исполнительной власти всех уровней и органов местного самоуправления. Целью такого контроля наряду с установлением соответствия действий земельных правообладателей требованиям законодательства является также контроль за соблюдением органами управления земельными ресурсами порядка подготовки и принятия решений по земельным вопросам, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц.

При этом субъектами общественного земельного контроля могут быть не только общественные организации и объединения, но и сами граждане. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает возможность объединения заинтересованных граждан в организации для осуществления экологического контроля.

Следует отметить также независимый характер общественного контроля. Так, в соответствии со ст. 17 ФЗ «Об общественных объединениях» вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти, не допускается. Общественные организации вправе выступать с собственными инициативами по различным земельным вопросам и вносить соответствующие предложения в органы государственной власти. В целях привлечения широкой общественности к осуществлению контроля за использованием и охраной земель официально назначается общественный инспектор, как правило, из числа лиц, хорошо знающих земельное законодательство, имеющих опыт работы в деле сохранения и улучшения природной среды. Общественные инспекторы осуществляют свою деятельность под руководством органов государственного земельного контроля и обеспечиваются ими законодательными актами, рекомендациями и иными правовыми источниками по организации и ведению земельного контроля.

Следует отметить достаточно высокий уровень полномочий, которыми обладают общественные инспекторы. В частности, они могут беспрепятственно посещать и обследовать землевладения любой формы собственности, составлять протоколы о земельных правонарушениях и направлять их в органы государственного земельного контроля, вносить в органы управления земельным фондом предложения о приостановлении строительства объектов, добычи полезных ископаемых или эксплуатации объектов в том случае, если они совершаются с нарушением земельного законодательства.

§ 5. Мониторинг земель

Мониторинг земель — это система наблюдений за состоянием земельного фонда. Он является составной частью государственного мониторинга окружающей среды.

Задачи мониторинга и порядок его ведения установлены Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г.

Задачами мониторинга земель являются:

[2]

— своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов;

— информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

— обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в целом и о состоянии земель в частности.

Мониторинг охватывает все земли РФ независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.

В процессе мониторинга проводятся систематические наблюдения за состоянием земель, выявляются изменения и производится их оценка.

В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный и осуществляется по соответствующим программам.

Мониторинг включает в себя:

— сбор информации о состоянии земель, ее обработку и хранение;

— непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

— анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

1) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

2) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в 3 года и более);

3) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного национального доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого в Правительство РФ. Эти данные используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8287 —

| 7917 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Общественный земельный контроль: для чего и когда нужен?

Земельный Кодекс и Правительственное Постановление 2015-ого года – главные документы, регулирующие проведение контроля. В таком надзоре участвуют местные органы самоуправления, у процедуры целиком есть свои особенности.

Что понимается под общественным земельным контролем

Такой вид надзора позволяет защитить интересы землепользователей

Главная опора – ЗК, содержащий статью 72.1, остающуюся актуальной вплоть до настоящего времени. Здесь говорят про общественный земельный контроль как про правомерную деятельность граждан.

Интересы физических лиц защищают в равной степени вместе с юридическими. Из названия вытекает прямая связь с законами, касающимися земли. Особенно это касается исполнения актов ЗК, изучения принятых решений на предмет правомерности.

Процедура нужна для реализации следующих функций:

  1. Карательная.
  2. Информационная.
  3. Предупредительная.

Предупредительные меры предполагают предотвращение нарушений, ещё не произошедших на практике.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пример – желание муниципалитета изъять участок у гражданина. Но вопрос решают мерами, нарушающими текущие законы. Тогда некоторое воздействие и становится необходимым. Взаимодействуют как с собственником, так и с самими вышестоящими органами. Обеим сторонам подсказывают, какие действия противоправны, как при необходимости отстоять свои права.

Информационные меры предполагают, что собирают информацию на все объекты, которые находятся на проверках у ведомств. Особенно это касается участков, которые потом с большой вероятностью используют для государственных, муниципальных нужд.

Информационные меры способствуют отслеживанию целей, с которыми землю используют сами собственники, либо государство. Карательные меры предполагают привлечение к ответственности людей, допустивших нарушения.

О видах земельного контроля

По направлениям надзорных мероприятий надзор по участкам может быть внутренним, либо внешним. Если говорить о признаках субъекта, то по этому показателей разновидностей у процедуры больше:
  • Система контроля общественности.
  • Производственная разновидность.
  • Муниципальный тип.
  • Государственный уровень.

Такие действия с направлениями включают в реализацию функции:

  1. Нарушено нормативное положение.
  2. Профилактика незаконных действий.
  3. Обеспечение выполнения норм по охране земли, в том числе – со стороны пользователей из числа предпринимателей.

Правительство и Президент – вот какие органы отвечают за осуществление общественного надзора в любых направлениях. Исполнительная власть отвечает за специальный общественный надзор.

Следующие особенности присущи государственному общественному надзору:

  • Мониторинг проводится по любым разновидностям земли.
  • Форму собственности субъектов тоже не учитывают, анализ проводят по любым направлениям.
  • Допустимо использовать инструменты административного принуждения. Речь о штрафах и предупреждениях, предписаниях, протоколах.

№134-ФЗ – закон, положения которого можно использовать для защиты своих прав. Он гарантирует защиту от произвола должностных лиц, в том числе – тех, кто осуществляет надзор.

Органы местного самоуправления организуют муниципальный надзор. Этот тип отличается следующими задачами:

  1. Налаживание эффективной системы по мониторингу.
  2. Организация системы того, как выполняют требования законов.
  3. Ликвидация правонарушений, которые связаны со сферой ответственности муниципалитета.
  4. Обнаружение фактов противоправной деятельности.
  5. Профилактическая работа с теми, кто использует земли.

У муниципального уровня тоже есть свои особенности:

  • Мониторинг проводят только относительно того, насколько законно используют земли. Проблемы охраны практически не затрагиваются.
  • Лица, участвующие в мероприятиях, не могут одновременно совмещать функции органов надзора.

Граждане государства, их добровольные объединения организуют общественный контроль. Главное назначение таких мероприятий – обеспечение законности и объективности для любых решений, принятых органами власти.

Особенно – когда затрагиваются правила эксплуатации участков, есть вероятность нарушения прав физических, юридических лиц. Всестороннее отслеживание соблюдения норм по эксплуатации – дополнительный блок функций.

В случае с общественным уровнем активными участниками могут выступать:

  1. Общественные объединения.
  2. Отдельные граждане РФ.
  3. Территориальные структуры по общественному самоуправлению.

Через специализированные органы предприятий или работников ИП осуществляется производственный уровень проверок. Соблюдение норм в сфере хозяйствования – вот главная задача таких объединений. По правилам использования такие разновидности мониторинга – одни из самых оперативных.

О субъектах, осуществляющих процедуру

Ассоциация садоводов осуществляет осмотр

Осуществление процедуры – право, сохранённое за несколькими субъектами:

  • Граждане.
  • Общественные объединения.
  • Объединения другого характера.

Субъекты экологических проверок составляют примерно такой же перечень.

Если объединение граждан не получает финансы от государства – оно наделено правом следить за соблюдением норм.

Граждане часто организуют добровольные объединения с целью отслеживания действий муниципальных властей. Особенно это касается земель, которые находятся в их ведомстве. Если обнаружены какие-либо нарушения – инициаторы отправляют сообщение соответствующему органу. После отслеживают, как реализуется правосудие.

Земельный контроль и его осуществление

При процедуре важно самим соблюдать требования действующих законов.

Контролировать начинают уже с этапа, на котором планируют распределение по участкам. Следят за зонированием, согласованием, соотнесением объектов с одной из категорий. Отдельное внимание – решению вопроса о том, кому участки передают для эксплуатации. Не важно, что имеется в виду – юридические или физические лица, государственные, муниципальные нужды.

В этом плане общественные объединения часто получают дополнительные полномочия. После этого и допустимые функции тоже расширяются. Например, организуют независимые экспертизы по экологии.

Реализация подобных функций предполагает составление соответствующих ходатайств в адрес муниципалитета. После этого остаётся подождать, пока вышестоящий орган согласится с мероприятием.

Определённые действия собранная комиссия совершает и, если обнаружить нарушения:

  1. Предъявление требований по устранению нарушений.
  2. Отслеживание исполнения принятых решений.
  3. Направление жалоб компетентным органам в случае повторных правонарушений.

Но, по сравнению с государственными структурами, полномочия общественных органов в этом направлении не такие широкие.

Вот лишь пример некоторых действий, на которые распространяется запрет:

  • Осуществление лицензионной деятельности.
  • Выписывание предписаний.
  • Реализация участков.

Отдельное внимание – запрету на разглашение и использование информации, которая относится к государственной тайне. То же самое касается коммерческой тайны, перешедшей к гражданам каким-либо образом. На чужую собственность запрещают проникать, если нет соответствующей разрешительной документации. Она выписывается только государственными служащими, либо представителями других компетентных органов.

Другие особенности проведения процедуры

По текущему закону нет описания порядка процедуры. Поэтому мероприятия часто связаны с личной инициативой. Устранение несоответствий – ситуация, когда допустимо индивидуальное обращение к органам, руководящим процессом.

Объединения в этом направлении работают на международном уровне с требованиями соблюдать не только земельные законы, но и акты относительно таких действий:

  1. Рыбная ловля.
  2. Охота.
  3. Сфера природопользования.
  4. Законодательство по экологии.

О результатах проведения общественного земельного контроля

По результату таких действий обычно исправляют нарушения, из-за которых действующие законы не соблюдаются.

[1]

При получении сообщений о нарушениях компетентные органы обязаны всё проверить. В свою очередь, общественный контроль отслеживает, чтобы и такие мероприятия проходили в рамках закона.

Направление связано с некоторыми ограничениями, исправление которых не представляется возможным. Причина – отсутствие чётких указаний в нормативных актах. Например, запрет на пересечение границ чужой собственности, пока владелец не даёт соответствующего согласия.

Поэтому остаётся полагаться на жалобы, иски и заявления.

Акт проверки – официальный документ, который оформляется в результате проведения проверок со стороны компетентных органов. Предписания об устранении недочётов служат обязательными приложениями, если обнаружены нарушения и несоответствия.

Общественный контроль за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Общественный земельный контроль

Согласно статье 72.1 действующего ЗК РФ под общественным земельным контролем следует понимать деятельность граждан, которая нацелена на защиту прав и интересов физических и юридических лиц в сфере земельного законодательства.

Общественный земельный контроль представляет собой отдельный негосударственный орган, цель которого наблюдение за исполнением норм действующего земельного законодательства со стороны государственных органов власти, в том числе и муниципалитета.

Понятие и функции общественного земельного контроля

Согласно статье 72.1 действующего Земельного кодекса РФ под общественным земельным контролем следует понимать правомерную деятельность граждан, которая нацелена на защиту прав и интересов как физических, так и юридических лиц в сфере земельного законодательства. В частности, исполнения государством норм Земельного кодекса РФ, правомерности издаваемых актов и решений, которые принимаются.

Общественный земельный контроль выполняет очень важные функции:

  • предупредительную;
  • информационную;
  • карательную.

Так, под предупредительными мерами стоит понимать действия, направленные на то, чтобы предотвратить еще не свершившееся противоправное деяние в рамках Земельного кодекса России.

Например, муниципалитет, изъявляющий желание изъять земельный участок у собственника, собирается принять меры, которые не вписываются в действующее законодательство. Члены общественного земельного контроля могут оказать воздействие, как на муниципалитет, указав на противоправность действий, так и на собственника, который в дальнейшем сможет доказать свою правоту в суде.

Информационные меры подразумевают сбор информации о тех объектах недвижимости (земли), которая находятся на контроле у ведомств. К примеру, чаще всего именно земельный общественный контроль собирает информацию обо всех объектах конкретного субъекта федерации, которые в дальнейшем могут быть использованы для государственных или муниципальных нужд.

Не говоря уже о том, что информационные меры позволяют отследить, с какой целью используются земельные участки собственниками и представителями государственных органов. Карательные меры подразумевают привлечение всех виновных лиц к ответственности за их правонарушения.

Субъекты, осуществляющие общественный земельный контроль

Согласно действующей статье 72.1 Земельного кодекса РФ осуществлять земельный общественный контроль вправе несколько субъектов:

  • граждане;
  • общественные объединения (негосударственные);
  • любые другие некоммерческие организации.

Примечательно то, что сейчас субъекты экологического (общественного) контроля тоже представляют собой точно такой же перечень.

Любые объединения, группа граждан или организация, которая не спонсируется государством, может осуществлять контроль за исполнением норм земельного права.

Часто в практике встречаются добровольные объединения граждан, которые контролируют действия муниципальных органов в отношении земель, находящихся в их ведомстве. При обнаружении нарушений чаще всего объединения докладывают об этом в соответствующие компетентные органы для дальнейшего исполнения правосудия, а затем отслеживают его исполнение.

Осуществление общественного земельного контроля

Общественный земельный контроль, согласно статье 72.1 Земельного кодекса РФ, осуществляется исключительно в рамках действующего законодательства.

Чаще всего общественный контроль начинает свое действие уже на моменте планирования распределения земельного участка, его зонирования, согласования и определения принадлежности будущих объектов, определения того, кому будет отдана на реализацию земля: физическим лицам или юридическим, реализована в государственных и муниципальных нуждах.

Кроме того, нередко общественные объединения наделяются расширенными полномочиями, после чего могут осуществлять и более расширенные функции. К примеру, способствовать проведению независимой экспертизы экологического характера.

Для реализации этого права представителям общественного контроля необходимо написать соответствующее ходатайство в муниципалитет, получить согласие на проведение этой экспертизы. По результатам, если обнаруживаются нарушения, представители общественного контроля в земельной сфере имеют право требовать устранения нарушений, отслеживать исполнение, жаловаться в компетентные органы при обнаружении новых нарушений и несоответствий.

Но, согласно действующему законодательству, полномочия общественного контроля по земельному праву существенно ограниченнее, чем у государственных структур.

Так, представители земельного общественного контроля не имеют права запрашивать документы по реализации земельных участков, выписывать предписания, осуществлять лицензионную деятельность.

Кроме того общественным объединениям нельзя нарушать, оглашать и использовать еще каким-то образом сведения, составляющие государственную тайну, если она стала им известна, нарушать коммерческую тайну. Не говоря уже о том, что категорически запрещается проникать на частную собственность без соответствующего документа, который выписывается только муниципальным работникам и государственным служащим.

Однако раз законодательством четко не дается определения, как именно должен осуществляться земельный общественный контроль, представители этого контроля могут проявлять инициативу. Так, при обнаружении несоответствий земельному праву представители имеют право обращаться к муниципалитету или государственным органам с требованием устранения этих самых несоответствий.

Примечательно, что существуют даже международные общественные объединения, который осуществляют контроль не только за исполнением норм земельного, но и экологического законодательства, природопользования, охотничьей и рыболовной деятельности.

Например, международное объединение «Гринпис». В его полномочия входят все вышеописанные права: они отслеживают исполнение требований по исполнению норм закона и соответствие законодательству, выдвигают инициативы по улучшению экологической обстановки, по охране животных и природы. И существует таких организаций не так уж и мало.

Также общественные объединения в земельном законодательстве, объединенные в профессиональные союзы (например, фермеров), имеют расширенный спектр полномочий. Они не только осуществляют контроль за состоянием и использованием земельных участков, но и представляют интересы работников, которые осуществляют деятельность на этой земле.

Например, земледельцы, выращивающие культуры на продажу в больших масштабах, могут ратовать за то, чтобы получить еще один земельный надел для окультуривания, находящийся в муниципальной собственности, по упрощенной форме. Общественные объединения подбирают аргументы и доказательства для реализации этого права, а муниципалитет, если нет противоречий, предоставляет землю профсоюзу.

Результаты проведения общественного земельного контроля

Муниципальный и общественный земельный контроль осуществляют наблюдение за исполнением норм земельного законодательства и соответствие определенных действий земельному законодательству. И результатом их деятельности является исправление нарушений, противоречащих нормам действующего Земельного кодекса РФ.

Так, после обращения общественного объединения в соответствующий компетентный орган, тот обязан провести проверку, выписать предписание, проследить за его исполнением. А земельный общественный контроль, в свою очередь, параллельно отслеживает, чтобы все было проведено в рамках закона.

К сожалению, есть и существенные ограничения, преодолеть которые общественные объединения пока не могут, поскольку на законодательном уровне это не прописано. К примеру, общественному земельному контролю нельзя пересекать и нарушать границы частной собственности до тех пор, пока собственник не даст на это согласия.

Поэтому самым действенным способом осуществления общественного земельного контроля являются жалобы, заявления и иски о призвании к ответственности нарушителей законодательства в земельной сфере.

При этом, судебные слушания, которые проводятся в открытой форме, не запрещают представителям присутствовать на заседаниях, выдвигать свои аргументы, предъявлять доказательства и всячески способствовать разрешению дела в рамках действующего законодательства.

Что такое земельный контроль и как он проводится

Область земельного контроля регулирует Земельный кодекс в комплексе с Постановлением Правительства № 1 от 2 января 2015 г. Надзор реализуется рядом государственных органов: структурами местного самоуправления, представителями исполнительной власти и комитетами (по земельной политике, охране окружающей среды, строительству и санэпидслужбой).

Что такое земельный контроль

Под земельным контролем понимается комплекс мероприятий для обеспечения эффективности управления земельным фондом. Он призван следить за правомерностью действий всех категорий граждан в отношении соблюдения земельного законодательства. Меры воздействия надзорных органов нацелены на сохранение существующего фонда земель, на устранение случаев противоправных действий и реализацию наказаний к лицам, нарушившим нормы законодательства.

Мониторинг государственных органов затрагивает такие вопросы:

  • недопущение самовольного захвата земель;
  • устранение случаев незаконной эксплуатации земель без наличия разрешительной документации;
  • переоформление юридическими лицами участков;
  • регулирование процедур приобретения земли;
  • мониторинг соответствия характера эксплуатации наделов их целевому предназначению;
  • регулирование порядка выделения участков;
  • обеспечение пригодности земельного фонда к эксплуатации в соответствии с их целевым предназначением;
  • размежевание границ между участками.

Каковы функции надзорных органов в отношении ИП и ЮЛ

Функции надзорных структур носят характер:

  • предупредительный;
  • информационный;
  • карательный.

Предупредительные действия направлены на профилактику правонарушений, информационные мероприятия нацелены на сбор и систематизацию сведений об объектах, подконтрольных данному органу. Карательные меры регулируют выявление виновных лиц в правонарушениях в отношении земельного фонда, определение формы наказания для них и контроль реализации наказания.

Надзор проводится в нескольких формах:

  • в виде проверок планового и внепланового характера;
  • непрерывного мониторинга соблюдения норм правовых актов;
  • устранения обнаруженных нарушений.

Мониторинг реализуется с помощью обследования объектов земельного фонда, анализа действующих законодательных документов.

Функции земельного контроля распространяются на деятельность предпринимателей по:

  1. Рекультивации земельных объектов.
  2. Улучшению земель.
  3. Реализации мер по защите почв от всех видов эрозии.
  4. Использованию земель Лесного фонда для предотвращения незаконной вырубки лесов, изменения целевого назначения участков на пашни или под строительство коммерческих сооружений.
  5. Соблюдению норм эксплуатации участков в водоохранной зоне.
  6. Поддержанию уровня плодородности сельскохозяйственных земель.
  7. Способам воздействия на плодородные слои грунта для предупреждения действия по самовольному снятию плодородных слоев, истощению земель и их загрязнению химическими веществами.

Виды земельного контроля

Земельный контроль классифицируется по двум критериям. По направленности надзорных мероприятий выделяют:

  • внешний мониторинг (надведомственный тип);
  • внутренний (разновидность внутриведомственного контроля).

По признаку субъекта надзор подразделяется на группы:

  • государственного уровня;
  • муниципального типа;
  • производственная разновидность;
  • система контроля общественности.

На государственном уровне надзор реализуется через обнаружение нарушений в отношении федерального законодательства, профилактику незаконных действий и обеспечение выполнения пользователями наделов из числа предпринимателей норм охраны земли.

СПРАВОЧНО! Общий государственный надзор осуществляется Правительством и Президентом, за проведение специального вида государственного надзора несет ответственность исполнительная власть.

Особенности государственного типа надзора:

  • мониторинг касается всех категорий земельных участков;
  • анализируется деятельность любых субъектов хозяйствования без учета их формы собственности;
  • органы надзора наделены широким набором инструментов административного принуждения в форме штрафов, предупреждений, предписаний, протоколов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для защиты своих прав предприниматели могут использовать положения закона № 134-ФЗ от 08.08.2001г., который гарантирует защиту от произвола должностных лиц, представляющих органы надзора.

[3]

Муниципальная форма надзора реализуется усилиями органов местного самоуправления. Задачами этого типа контроля являются:

  • профилактическая работа с пользователями земель;
  • обнаружение фактов противоправной деятельности по отношению к нормам законодательства;
  • ликвидация правонарушений в пределах муниципалитета;
  • организация системы контроля выполнения пользователями наделов стандартов законодательства;
  • налаживание эффективной схемы мониторинга.

Особенности контроля муниципального уровня:

  • контролирующие лица не могут совмещать свои функции с полномочиями органов надзора государственного уровня;
  • мониторинг касается только вопросов законности использования земель, не затрагивая проблемы охраны земельных территорий.

Общественный тип контроля реализуется гражданами государства и их добровольными объединениями. Мониторинг нацелен на обеспечение законности и объективности решений властей разных уровней, которые затрагивают правила эксплуатации земельных участков и могут нарушить права физических или юридических лиц. Дополнительный блок функций общественного контроля связан с необходимостью всестороннего отслеживания соблюдения норм эксплуатации земель, их экологической охраны.

В роли контролеров могут выступать:

  • территориальные структуры общественного самоуправления;
  • отдельные граждане РФ;
  • объединения общественности.

Производственный надзор реализуется через специализированные органы предприятий или работников ИП. В список их задач входит проверка соблюдения норм законодательства в процессе хозяйствования. Этот вид мониторинга является наиболее оперативной формой контроля правил использования территорий земельных наделов и соблюдения экологических стандартов.

Порядок проведения

Порядок реализации контроля осуществляется через такие мероприятия:

  • регулярные осмотры земельных наделов;
  • посещение предприятий, которым выделены земельные участки;
  • при обнаружении нарушений правил эксплуатации во время очередного визита на земельные участки предпринимателей должностные лица контролирующих органов выдают предписания по устранению конкретных нарушений и обеспечению охраны земель, которые обязательны для исполнения всеми категориями предпринимателей;
  • при правонарушениях формируют протоколы, чтобы передать сведения об этом факте для рассмотрения комиссией, результатом этих процедур станет привлечение виновных лиц к конкретной мере ответственности;
  • назначают штрафные санкции.

Предприниматели, уличенные в нарушениях земельного законодательства, не имеют права препятствовать представителям надзорных органов в проведении проверки. При попытках физического воздействия или психологического давления на контролирующих должностных лиц к виновникам могут быть применены дополнительные формы наказания. Пользователи земельных наделов обязаны во время проведения проверки обеспечить свое присутствие на участке или делегировать для представления интересов компании одного из сотрудников.

ВАЖНО! При несогласии с действиями или выводами должностных лиц государственных органов контроля предприниматели могут подать письменную жалобу в вышестоящий орган или обратиться в судебную инстанцию.

Результат контроля

Результаты контроля оформляются актами проверок. При обнаружении нарушений к акту прикрепляются составленные проверяющими лицами предписания об устранении недочетов. При наличии в отношении конкретного предпринимателя выданных ему ранее протоколов об административных правонарушениях, их также прикладывают к акту. При формировании предписаний в тексте документа важно указать срок исполнения его норм.

Видео (кликните для воспроизведения).

По итогам проведенных проверок и анализа текущих тенденций в правонарушениях надзорными органами составляются прогнозы в отношении исполнения норм законодательства в кратко- и долгосрочной перспективе. Систематизированные данные проверок используются при формировании основного блока национального доклада государственных органов об использовании и текущем состоянии земель страны.

Источники


  1. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.

  2. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.

  3. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.
  4. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.
Общественный земельный контроль для чего и когда нужен
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Юридическая ответственность понятие, виды и обстоятельства, ее исключающие

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here