Источники жилищного права и примеры отдельных законов, регулирующих поведение человека

Сегодня поговорим на тему: "Источники жилищного права и примеры отдельных законов, регулирующих поведение человека". На странице представлена информация полностью раскрывающая тему. В случае возникновения вопросов вы их всегда можете задать дежурному специалисту.

Жилищное законодательство

Система жилищного законодательства

В соответствии со ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, с помощью которых регулируются жилищные правоотношения.

Источники жилищного права подразделяются на федеральные жилищные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты, а также на законы и иные нормативные правовые акты субъектов федерации.

• нормы Конституции РФ устанавливают правовую основу жилищного законодательства: они определяют содержание других нормативных актов, регулирующих жилищные правоотношения.

Конституция РФ решает вопросы компетенции Российской Федерации и ее субъектов по жилищному и гражданскому законодательству.

В силу ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации. Следовательно, регулирование части жилищных отношений, по своей природе относящихся к гражданско-правовым (право собственности на жилые помещения, договор жилищного найма, определение порядка организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, а также основ их правового положения и др.), относится к ведению исключительно Российской Федерации.

При этом согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство является предметом совместного ведения федерации и её субъектов. Таким образом, следует исходить из того, что жилищные отношения могут регулироваться актами как Российской Федерации, так и её субъектов. Причем законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Если между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, имеются противоречия, то действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

До принятия федерального закона субъект федерации осуществляет собственное законодательное регулирование по соответствующему предмету совместного ведения. После принятия федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с федеральным законом.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в том числе по жилищным вопросам, не приведенные в соответствие с федеральным законом, применению не подлежат;

  • илищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ, вступивший в силу с 1 марта 2005 г. Наряду с ЖК РФ на федеральном уровне жилищное законодательство представлено достаточно большим количеством нормативных правовых актов — законов и других нормативных актов, принятых в разное время и на разных уровнях (от законов до инструкций),
  • ражданский кодекс РФ.

В части первой ГК РФ (глава 18) регулируются право собственности и иные вещные права (права членов семьи собственника жилого помещения), дается понятие квартиры как объекта права собственности, указываются основные начала регламентации права собственности на объекты общего пользования многоквартирного дома и организации и деятельности товариществ собственников жилья.

Часть вторая ГК РФ содержит главу 35, посвященную договору найма жилого помещения и другим договорам, предметом которых могут стать жилые помещения, а также нормы, регулирующие особенности продажи жилых помещений.

Часть третья ГК РФ устанавливает особенности наследования жилых помещений,

  • акон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизациижилищного фонда в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, в котором устанавливаются основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищных фондов, определяются права нанимателей и членов их семей при осуществлении приватизации жилья,
  • едеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» закрепляет обязательность и процедуру регистрации прав на жилые помещения,
  • радостроительный кодекс РФ определяет систему законодательства о градостроительстве, регулирует вопросы обеспечения права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, на выбор места жительства при осуществлении градостроительной деятельности и т.д. Также вопросы застройки территорий городских и сельских поселений, устанавливает государственные градостроительные нормативы и правила, контроль за осуществлением градостроительной деятельности, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности,
  • одекс РФ об административных правонарушениях содержит нормы о применении мер ответственности за административные правонарушения в области охраны жилищного фонда, например, правил пользования жилыми помещениями,
  • емельный кодекс РФ содержит нормы о землях поселений, то есть землях, используемых и предназначенных для строительства жилья;

• на федеральном уровне жилищные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента РФ (например, от 20.06.1996 «О новом этапе реализации Государственной целевой программы «Жилище»), и постановлениями Правительства РФ (например, от 20.02.1995 № 161 «Об утверждении перечня категорий работников лесного хозяйства, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации»), ведомственными актами.

В качестве примера второй группы источников жилищного права можно привести Закон г. Москвы от 31.05.2006 № 21 (ред. от 29.05.2013) «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве».

Также к источникам жилищного права относятся нормы международного права. Согласно Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы России. В Конституцию РФ вошли нормы о жилищных правах, заимствованные из Всеобщей декларации прав человека (1948) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966).

Жилищное и гражданское законодательство: соотношение

Основная часть жилищного законодательства до 70-х гг. XX в. входило в состав гражданского законодательства, пока не были приняты специальные жилищные законы — Основы жилищного законодательства и жилищные кодексы.

В течение 1983—1995 гг. жилищное и гражданское законодательство России развивались отдельно друг от друга.

Сегодня ГК РФ содержит наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение (главы 18 и 35). Согласно ст. 288 ГК РФ собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Предусматривается, что жилые помещения предназначены для проживания граждан и что гражданин — собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов своей семьи. Одновременно ГК РФ устанавливает, что жилые помещения их собственники могут предоставлять другим гражданам для проживания на основании договора.

Вторая часть ГК РФ включает главу 35 «Наем жилого помещения», посвященную общему регулированию найма жилого помещения, при этом ГК РФ «исходит из подразделения такого найма на наем жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования и наем жилого помещения в домах (квартирах) граждан и организаций, осуществляемый, как правило, на коммерческих началах (коммерческий наем)».

Читайте так же:  Важные документы на оформление наследства после смерти когда подавать и сколько ждать

Вместе с тем в ГК РФ прямо признается самостоятельное существование жилищного законодательства как отрасли законодательства.

Это вытекает из Конституции РФ, в которой упоминаются отдельно гражданское (п. «о» ст. 71) и жилищное (п. «к» ст. 72) законодательство.

Так, в ст. 288 ГК РФ закрепляется, что «перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством». В соответствии со ст. 292 ГК РФ «члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользоваться этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством».

Из этого следует, что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями лишь тогда, когда жилье является предметом гражданского оборота. Отношения собственности, вещные отношения в жилищной сфере — это области, регулируемые гражданским законодательством.

Отношения, связанные с использованием жилища, и целый ряд других вопросов регулируются жилищным законодательством. Кроме того, в силу Конституции РФ гражданское и жилищное законодательства имеют различные компетенции.

Гражданское законодательство, согласно ст. 71 Конституции РФ, относится к исключительному ведению Российской Федерации, а жилищное (ст. 72 Конституции РФ) — входит в совместную компетенцию России и ее субъектов. Поэтому отношения по эксплуатации и пользованию жилыми помещениями могут регулироваться как Российской Федерацией, так и её субъектами.

В статье 672 ГК РФ дается определение договора найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования. Одновременно указывается, что «договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством». По правилам жилищного законодательства определяются, например, пригодность жилого помещения для проживания. Следовательно, наём жилого помещения социального использования и другие аспекты жилищных отношений — это в основном предмет регулирования жилищного законодательства.

К этому договору применимы ст. 674, 675, 678 ГК РФ и некоторые другие. Что касается иных положений ГК РФ, то они «применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством» (п. 3 ст. 673 ГК РФ), т.е. в субсидиарном (восполнительном) порядке.

Действие жилищного законодательства во времени

По общему правилу акты жилищного законодательства вступают в действие со дня их опубликования, если в самом акте не указан данный срок.

Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы, т.е. применяются к тем правоотношениям, которые возникли после введения их в действие. Иногда им придается обратная сила, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Применение жилищного законодательства по аналогии

Согласно ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В качестве примера можно привести возможность применения положений о проведении общего собрании собственников жилых помещений в многоквартирном доме к общему собранию членов жилищного кооператива, членов товарищества собственников жилья (ТСЖ)

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Надо учитывать, что принцип аналогии может быть применен исключительно к частноправовым отношениям и не может применяться к публичным правоотношениям (например, административным), так как это может привести к произволу со стороны органов публичной власти.

На общеправовой принцип действия законодательства во времени (акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, за исключением, когда это прямо предусмотренных этим актом) указано в постановлении Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

Виды источников жилищного права

Жилищное законодательство представляет собой совокупность (систему) законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или ; прекращаются соответствующие жилищно-правовые отношения. Систему жилищного законодательства образуют различные законы, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения (источники жилищного права).

Источники жилищного права подразделяются на две основные группы:

федеральные жилищные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты;

— законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также акты органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации является правовой основой развития всего российского законодательства, в том числе жилищного законодательства. Она имеет высшую силу и прямое действие; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, должны полностью соответствовать положениям Конституции РФ.

В Конституции Российской Федерации содержатся многие важные положения, предусматривающие правовое регулирование разнообразных жилищных отношений, защиту и охрану прав участников этих отношений, и прежде всего граждан — собственников жилых помещений и жилых домов, нанимателей и членов их семей, обеспечение неприкосновенности жилища, недопустимости произвольного лишения граждан их жилищ.

В Конституции РФ по-разному решаются вопросы компетенции Российской Федерации и ее субъектов по жилищному и гражданскому законодательству.

Конституция РФ (ст. 71) относит гражданское законодательство к ведению Российской Федерации.

В отличие от этого согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Конституция РФ предоставляет субъектам Российской Федерации право иметь собственное законодательство, определяя одновременно в общем плане пределы осуществления такой законодательной деятельности. Согласно ст. 72 Конституции РФ субъекты РФ вправе издавать законы по предметам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, в том числе иметь жилищное законодательство (п. «к» ст. 72 Конституции РФ). В этом случае субъекты РФ вправе (при отсутствии федеральных законов) в опережающем порядке принимать свои законы, которые, однако, после издания федерального закона должны быть приведены в соответствие с последним[58].

Регулирование общественных отношений в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации имеет свои особенности, связанные с тем, что в этой сфере могут осуществлять законодательное и иное регулирование как Российская Федерация, так и ее субъекты. Причем законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Читайте так же:  Вывод сотрудников за штат немного о аутстаффинге

В соответствии с этим до принятия федерального закона (или иного нормативного акта) республика, край, область или другой субъект Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по соответствующему предмету совместного ведения путем принятия законов и иных нормативных правовых актов.

После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в том числе принятые по жилищным вопросам, не приведенные в соответствие с федеральным законом, применению не подлежат.

Исходя из этого жилищные отношения могут регулироваться как актами Российской Федерации, так и актами субъектов Российской Федерации. Конкретное разграничение полномочий между Российской федерацией и ее субъектами в жилищной сфере можно определить путем анализа законодательства, договоров России с субъектами Федерации о разграничении компетенции, а также из конкретных правоотношений.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), в т. ч. осуществляют собственное правовое регулирование жилищных отношений, принимая законы и иные нормативные правовые акты.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросу, находящемуся вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (см. п. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Согласно Конституции РФ (ст. 78) федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий (если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам), а органы исполнительной власти субъектов могут передавать федеральным органам исполнительной власти осуществление части своих полномочий.

Другой особенностью жилищного законодательства в широком смысле является то, что будучи по содержанию комплексным правовым образованием, оно включает в свой состав нормы различных отраслей права: гражданского, административного, государственного, финансового права и др. В некоторых случаях (см., например, ст. 292 ГК РФ) в законах содержится отсылка к жилищному законодательству в прямом, узком его значении.

ЖК РСФСР и федеральные законы выступают одновременно в качестве правовой базы, на основе которой принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В юридической литературе указывалось, что «. субъект РФ в сфере жилищного законодательства. может действовать на опережение, проявлять инициативу в правовом регулировании только в сфере негражданско-правовой (управление, учет граждан, нуждающихся в жилье, и предоставление жилых помещений, эксплуатация и ремонт), а в гражданско-правовой — лишь в границах поручений Российской Федерации'»[59]

Исходя из этих конституционных положений жилищное законодательство в Российской Федерации развивается как сложная комплексная система законодательства, в которой в качестве системообразующих законов выступают Конституция РФ, федеральные жилищные законы — «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ЖК РСФСР и другие акты. С другой стороны, отрасль жилищного законодательства невозможно рассматривать как систему только одних законов в узком смысле; в состав жилищного законодательства должны включаться и другие жилищные нормативные правовые акты, что вытекает из ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения издаются не только федеральные законы, но и «принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации» (ч. 2 ст. 76).

Как комплексная отрасль законодательства жилищное законодательство Российской Федерации сформировалось относительно недавно. С принятием в 1983 г. Жилищного кодекса РСФСР данная отрасль российского законодательства стала более консолидированной, внутренне согласованной системой, оставаясь вместе с тем комплексным правовым образованием.

В составе жилищного законодательства кроме законов и других нормативных актов гражданско-правового характера немало законов и других актов законодательства государственно-правового, административно-правового, финансового характера, как, например, законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие компетенцию органов исполнительной власти — Правительства Российской Федерации, министерств и других федеральных органов управления, предприятий, учреждений, организаций в области управления государственным и муниципальным жилищными фондами, организации эксплуатации и ремонта жилищного фонда и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

5. Понятие и виды источников жилищного права.

Источники — это нормативные акты, изданные органами государственной и муниципальной власти РФ и содержащие правовые нормы, регулирующие жилищные правоотношения.

Существует несколько оснований классификации:

• по вертикали: федеральные акты, акты субъектов РФ и акты органов местного самоуправления;

• по предмету регулирования: общие и специальные;

• по направленности правового регулирования: материальные и процессуальные.

Наибольшее значение имеет классификация в зависимости от их юридической силы:

• федеральные законы РФ;

• указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ;

• нормативные акты федеральных органов власти;

• законы и иные нормативные акты субъектов РФ;

• нормативные акты органов местного самоуправления.

Конституция РФ обладает верховенством над всеми законами и иными нормативными актами РФ. Никакие нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ. Нормы Конституции РФ составляют правовую основу жилищного права и определяют его дальнейшее развитие и совершенствование.

Источники: а) Международный договор; б) Всеобщая декларация прав человека; в)Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; г) Конституция РФ; д) ФЗ; е)Жилищный кодекс РФ.

6. Основные источники жилищного права и значение в этом судебных решений.

1) Конституция — является правовой основой жилищного законодательства, относит жилищное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов РФ;

2) Жилищный кодекс;

[3]

3) ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Содержит правила приватизации жилищного фонда РФ и является правовым основанием для изменения формы собственности на конкретном жилом помещение у конкретного лица.

4) Градостроительный кодекс — определяет систему законодательства о градостроительстве, регулирует вопросы обеспечения права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности,, на соблюдение требований охраны окружающей среды, регулирует вопросы застройки территорий городских и сельских поселений, устанавливает государственные градостроительные нормативы и правила.

5) Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», обязывает граждан регистрироваться по месту проживания и ограничивает возможность их пребывания на некоторых территориях страны.

Читайте так же:  Какие необходимо предоставить документы для страховой после дтп осаго

6) ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

7) Гражданский кодекс РФ, в частности глава 35 «Наем жилого помещения».

8) Кодекс об административных правонарушениях РФ – содержит нормы об ответственности за административные правонарушения в области охраны собственности, в частности, за нарушение правил пользования этими помещениями, содержания и ремонта жилых домов или помещений, нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.

9) ФКЗ РФ регулирует правовое положение, в частности, земель поселений.

Видео (кликните для воспроизведения).

10)Постановления Правительства РФ и Указы Президента РФ.

11)Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Не входят в систему Жилищного права, однако являются обязательными для исполнения всеми судами в РФ постановления и разъяснения Пленума ВС РФ.

Виды источников жилищного права

Источниками жилищного права, как указывалось выше, являются различные нормативные правовые акты. В данном случае под жилищным правом подразумевается совокупность (система) правовых норм, регулирующих жилищные отношения. При этом еще раз обратим внимание на то, что жилищные нормы содержатся не только в актах, относящихся к жилищному законодательству (ст. 5 ЖК РФ), но и в иных правовых актах, в том числе в Конституции. В связи с этим все источники жилищного нрава в зависимости от их значения (юридической силы) и места в системе актов, содержащих нормы рассматриваемого нами права, можно подразделить на четыре вида:

  • – Конституция РФ, конституции республик и уставы других субъектов РФ;
  • – жилищное законодательство (нормативные правовые акты, относящиеся к данной отрасли законодательства). Эти акты называются в ст. 5 ЖК РФ;
  • – иные правовые акты (не относящиеся к актам жилищного законодательства, но содержащие нормы жилищного права, например ГК РФ, в частности его гл. 18 «Право собственности и другие вещные права на жилые помещения» (ст. 288–293) и 35 «Наем жилого помещения» (ст. 671 – 688);
  • – международные договоры РФ по жилищным вопросам (ст. 9 ЖК РФ).

Регулирование жилищных отношений в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ имеет особенности, связанные с тем, что в данной сфере могут осуществлять законодательное регулирование как Российская Федерация, так и ее субъекты. Причем законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции). До принятия федерального закона (или иного нормативного акта) республика, край, область или другой субъект РФ осуществляет законодательное регулирование по соответствующему предмету совместного ведения путем принятия законов и иных нормативных правовых актов на своем уровне. После принятия федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие ним. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, не приведенные в соответствие с федеральным законом, применению не подлежат.

Конечно, основной правовой массив жилищного права составляет жилищное законодательство, акты которого принимаются на федеральном, региональном и местном уровнях (ст. 5 ЖК РФ).

Касаясь иных правовых актов, содержащих нормы жилищного права, следует подчеркнуть, что источниками жилищного права, например, являются федеральные законы, принятые недавно в рамках Программы «Доступное жилье». В их число входят, например, следующие Федеральные законы:

  • – от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
  • – от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
  • – от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (далее – Закон о жилищных накопительных кооперативах).

В Конституции (ч. 4 ст. 15) и ЖК РФ (ст. 9) говорится о приоритете норм международного права (международноправовых актов) перед национальным законодательством. В международном праве содержится большое количество принципов и норм, признаваемых в основном всем международным сообществом (общепризнанные принципы и нормы). Необходимо отметить, что эти принципы и нормы должны быть признаны обязательными Российской Федерацией. Без этого они не могут стать частью ее правовой системы. Нормы международных договоров РФ имеют преимущественную силу перед законами в том случае, если они содержат иные правила поведения. В связи с этим в случае несоответствия или противоречия между законодательством и международным договором правоприменительные органы должны применять правила последнего. Правила о преимущественной силе международных договоров распространяются на федеральные законы, законы, принимаемые субъектами РФ, и другие нормативные акты. Они касаются всех законов, независимо от времени их применения: до и после заключения договора. Международные договоры могут обладать приоритетом только в отношении законов и не могут иметь преимущества над конституционными нормами.

Понятие и виды источников жилищного права

Основные источники жилищного права и значение в этом судебных решений.

Источники жилищного права – это нормативные акты, изданные органами государственной и муниципальной власти Российской Федерации и содержащие правовые нормы, регулирующие жилищные правоотношения.

Существует несколько оснований классификации источников жилищного права:

• по вертикали: федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления Российской Федерации;

• по предмету регулирования: общие и специальные;

• по направленности правового регулирования: материальные и процессуальные.

Наибольшее значение имеет классификация нормативных актов жилищного права в зависимости от их юридической силы.

По данному основанию выделяют следующие виды источников жилищного права Российской Федерации:

• Конституция Российской Федерации;

• федеральные законы Российской Федерации;

• указы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

• нормативные акты федеральных органов власти;

• законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации;

• нормативные акты органов местного самоуправления Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации обладает верховенством над всеми законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Никакие нормативные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Нормы Конституции Российской Федерации составляют правовую основу жилищного права и определяют его дальнейшее развитие и совершенствование.

[2]

Конституция Российской Федерации закрепляет такие основополагающие для жилищного права положения, как неприкосновенность жилища (ст. 25), запрет на произвольное лишение жилища (ст. 40), доступность и гарантированность объектов жилого фонда, свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 27) и др.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72) жилищное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Читайте так же:  Осаго на мотоцикл

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый законодательными (представительными) органами власти Российской Федерации и регулирующий наиболее важные вопросы жилищного права. Например, Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года № 4218-1 (в ред. от 8 июля 1999 года), Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-1 (в ред. от 15 мая 2001 года) и другие.

Федеральный закон принимается высшим законодательным органом Российской Федерации – Федеральным Собранием Российской Федерации. Неопубликованные законы не применяются.

Федеральные законы, регулирующие жилищные правоотношения, могут быть:

Кодифицированными, то есть систематизированными актами, регулирующими широкий (разнообразный) спектр жилищных правоотношений. Основным таким нормативным правовым актом в сфере жилищного законодательства является Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 года. Определенный круг жилищных правоотношений регулируется также Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях РСФСР;

Текущими, то есть регулирующими отдельные сферы жилищных отношений. Например, Федеральный закон «О товариществах собственников жилья от 15 июня 1996 года № 72-ФЗ (в ред. от 3 апреля 1998 года), федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (в ред. от 8 августа 2001 года) и другие.

В настоящее время идет разработка нового Жилищного кодекса Российской Федерации, который вскоре должен быть принят. 5 Указы Президента Российской Федерации играют важную роль в жилищном законодательстве.

Так, одним из важнейших актов жилищного права является Указ Президента «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» от 28 апреля 1997 года N° 425 (в ред. от 27 мая 1997 года), имеющий целью повысить эффективность и качество работы органов жилищно-коммунальной системы нашей страны.

Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основании Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и указов Президента Российской Федерации.

Так, для реализации и конкретизации положений Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года Правительство Российской Федерации утвердило Правила регистрации и снятия с учета граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, в ред. от 16 марта 2000 года).

Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утверждена Постановлением Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 – 2010 годы» 1 от 17 сентября 2001 года № 675 (в ред. от 14 февраля 2002 года № 104).

Нормативные акты федеральных органов власти могут издаваться в виде постановлений, инструкций, распоряжений и т. д.

Например, Инструкция о порядке сохранения жилого помещения за временно отсутствующими гражданами, утвержденная Госкомтруда СССР от 20 января 1989 года.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В связи с этим во многих субъектах Российской Федерации изданы собственные законы и иные нормативные акты, регулирующие жилищные правоотношения.

Так, в Москве принят и введен в действие Закон г. Москвы «Основы жилищной политики в городе Москве» от 11 марта 1998 года (в ред. от 12 мая 1999 года).

В настоящее время в г. Москве разрабатывается собственный Жилищный кодекс.

В актах субъектов Российской Федерации конкретизируются положения федерального законодательства, а также устанавливаются особенности правового регулирования жилищных отношений в зависимости от специфики того или иного региона (например, в г. Москве действует особый порядок приватизации муниципального жилого фонда – Постановление Правительства г. Москвы от 27 сентября 1991 года).

Нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным на территории Российской Федерации, действует федеральный закон.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации и обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения в сфере жилищных правоотношений.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ (в ред. от 4 августа 2000 года) в состав муниципальной собственности входят муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Органы местного самоуправления издают нормативные акты, касающиеся порядка управления жилым фондом, его приватизации, перевода в нежилой фонд и т. д.

Разъяснения высших судебных органов – это постановления Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам жилищного законодательства.

Такие постановления не создают новых правовых норм, а лишь разъясняют судам и иным субъектам порядок применения уже действующих нормативных актов, и поэтому они не относятся к источникам права.

В то же время отсутствие подобных разъяснений приводило бы к нестабильности судебной практики, неправильному применению законодательства и т. д., в связи с чем они играют не меньшую роль, чем сами источники жилищного права.

Одним из важнейших судебных актов в области жилищного законодательства является постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» от 26 декабря 1984 года.

А) Международный договор

Б) Всеобщая декларация прав человека

В) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1968 г.

Г) Конституция РФ. (ст. 25, 27, 40, 72) Ст. 72 говорит о нахождении Жилищного законодательства в совместном ведении Федерации и Субъектов Федерации.

Д) Федеральные законы:

Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 г. (вступил в силу с 01.03.2005 г.)

ФЗ от 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

ФЗ от 30.12.2004 г. «О жилищно-накопительных кооперативах»

Градостроительный кодекс от 29.12.2004

Закон РФ от 1993 г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места проживания и жительства на территории РФ»

ФЗ от 1998 г. «О залоге недвижимого имущества (ипотеке)»

ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

ФЗ от 20.08.2004 «О накопительной ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

Читайте так же:  Банкротство ип с кредитами последствия

Законы Субъектов РФ

Кроме законодательства, источниками жилищного права являются также постановления и решения судебных органов, приказы и инструкции Министерств и Департаментов, решения органов власти, правительств городов, администрации и префектур – местной власти. Они детально регулируют вопросы, связанные с учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, очередного предоставления жилых помещений, пользованием жилыми помещениями и др.

Понятие, предмет и метод жилищного права

Понятие жилищного права

В юридической литературе понятие жилищного права употребляется в широком и узком смыслах.

  • В широком смысле под жилищным правом понимают комплексную отрасль права, представляющую собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения между субъектами жилищного права по владению, пользованию и распоряжению жилищным фондом, обеспечения его сохранности и использования по назначению.
  • В узком смысле жилищное право представляет собой субъективное право конкретного лица на жилое помещение.

Таким образом, жилищное право представляет собой совокупность правовых норм, которые:

  1. закрепляют возникающие по поводу жилых помещений права и обязанности субъектов жилищного права;
  2. регулируют порядок пользования жилыми помещениями;
  3. охраняют права и законные интересы собственников и иных законных владельцев жилых помещений.

Жилищное законодательство, согласно ст. 72 Конституции РФ, входит в совместную компетенцию России и ее субъектов. Поэтому указанные выше общественные могут регулироваться как Российской Федерацией, так и ее субъектами.

Предмет жилищного права

Предмет жилищного права составляют регулируемые жилищным правом общественные отношения, складывающиеся по поводу жилых помещений и жилого фонда. В юридической литературе указанные общественные отношения получили название жилищных правоотношений.

Жилищные правоотношения являются комплексным понятием и охватывают различные виды общественных отношений, складывающихся по поводу:

  1. управления жилищным фондом и его использования;
  2. учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях;
  3. предоставления жилых помещений гражданам;
  4. использования пригодных для проживания жилых помещений и т. д.

Перечень жилищных правоотношений закреплен законодателем в ст. 4 ЖК РФ.

[1]

Таким образом, жилищные отношения – это общественные отношения с участием граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления по поводу:

  1. возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда;
  2. пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
  3. пользования общим имуществом собственников помещений;
  4. отнесения помещений к числу жилых и исключения их из жилищного фонда;
  5. учета жилищного фонда;
  6. содержания и ремонта жилищного фонда;
  7. перепланировки и переустройства жилых помещений;
  8. управления многоквартирными домами;
  9. создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилых помещений, прав и обязанностей их членов;
  10. оказания коммунальных услуг;
  11. внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  12. контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Таким образом, жилищные правоотношения – это общественные отношения между субъектами жилищного права (гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями и жилищным фондом, а также вопросам обеспечения его сохранности и использования по назначению.

Специфика предмета и метода жилищного права

  • принадлежность указанной отрасли права к публичному и частному праву одновременно.

Ряд жилищных правоотношений носит гражданско-правовой характер и регулируется гражданским законодательством РФ. К данным отношениям можно отнести возникновение и прекращение права пользования жилым помещением, которые осуществляются на основании гражданско-правового договора (купли-продажи, мены, коммерческого найма жилого помещения, дарения и т. д.). Некоторые же нормы жилищного права носят административный характер (например, учётная норма площади в жилом помещении).

Метод жилищного права

Метод правового регулирования – это основной способ, с помощью которого право воздействует на свой предмет.

Жилищно-правовой метод регулирования представляет собой совокупность юридических средств и приёмов, с помощью которых осуществляется регуляция жилищных правоотношений.

Специфика метода жилищного права в том, что он одновременно сочетает в себе черты двух методов:

  1. императивного (административно-правового);
  2. диспозитивного (гражданско-правового).

Императивный (административный) метод регулирования основан на принуждении, запрете, обязании и базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях — между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.Данный метод направлен на обеспечение строго обязательного поведения субъектов, предписанного государством.

Например, ст. 59 ЖК РФ содержит императивное регулирование. В указанной статье говорится, что освободившееся изолированное жилое помещение в квартире, где проживают несколько нанимателей, должно предоставляться про­живающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых — гражданам, имею­щим жилую площадь менее установленной нормы на одного челове­ка. А если вышеперечисленные граждане отсутствуют, то вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется в общем поряд­ке по договору социального найма.

Диспозитивный метод присущ гражданскому праву. Это метод автономии, дозволения, который характеризуется предоставлением субъектам правоотношений возможности выбора линии поведения. Этот метод построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении. Основывается на равенстве сторон правоотношения . В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга.

Видео (кликните для воспроизведения).

Например, диспозитивный метод проявляется в ст. 72 ЖК РФ: наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе с письмен­ного согласия проживающих совместно с ним, также временно отсутствующих членов семьи, произвести обмен занимаемого жилого по­мещения с другим нанимателем по договору социального найма, в том числе с проживающим в другом населенном пункте.

Источники


  1. История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.

  2. Малеев, Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики; М.: Международные отношения, 2012. — 240 c.

  3. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.
Источники жилищного права и примеры отдельных законов, регулирующих поведение человека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here