Госпошлина при оспаривании кадастровой стоимости

Сегодня поговорим на тему: "Госпошлина при оспаривании кадастровой стоимости". На странице представлена информация полностью раскрывающая тему. В случае возникновения вопросов вы их всегда можете задать дежурному специалисту.

Размер госпошлины при подаче искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка?

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

В соответствии со статьей 24.18. Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон № 135-ФЗ) физическими лицами результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Причем, согласно Закону № 135-ФЗ, пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту – Постановление Пленума ВС РФ № 28) для физических лиц обращение в Комиссию с заявлением не является обязательным. Аналогичное правило распространяется и на индивидуальных предпринимателей.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГПК РФ) Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — НК РФ) государственной пошлиной признается сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 333.19. НК РФ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации») по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче физическими лицами искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей.

Для более развернутой консультации рекомендуем обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-919-865-42-20.

Снижение кадастровой стоимости земельного участка

Снижение кадастровой стоимости земельного участка волнует многих владельцев, так как от кадастровой оценки зависят их расходы, связанные:

  • с уплатой налога на землю;
  • со вступлением в наследство;
  • с налогом на доход от продажи земли.

Кадастровая стоимость учитывается при оформлении кредита, при расчете величины арендной платы. Она является начальной ценой, если участок выставляется на открытые торги.

Если участок не зарегистрирован в Росреестре, то с ним невозможно произвести ни одного действия, имеющего юридическую силу. По каждому объекту в реестр (ЕГРН) вносится информация об основных характеристиках недвижимости, включая кадастровую стоимость.

Под кадастровой стоимостью понимается результат массовой государственной оценки земли, являющийся базой, с которой рассчитывается налог на землю, налог с дохода или госпошлина.

Снижение кадастровой стоимости земельного участка может проводиться в плановом порядке с периодичностью от трех до пяти лет или по требованию владельца земли:

  • если изменились количественные или качественные характеристики участка;
  • когда в документах допущены технические или кадастровые ошибки;
  • если проигнорированы особенности земли;
  • когда изменились характеристики участка после стихийного бедствия;
  • если произошел перевод земли в другую категорию;
  • когда изменился ландшафт, плодородие или конфигурация участка в результате действия природных факторов (изменения русла реки, заболачивания, образования провалов, разрастания оврагов и других явлений).

Кадастровая оценка проводится на основе усредненных показателей удельной стоимости земельных наделов в массивах конкретного региона с похожими условиями. Результат корректируется в зависимости от ряда характеристик:

  • категории земель (относится ли они к сельхозугодиям, землям населенных пунктов, участкам, выделенным под ИЖС, ведение подсобного хозяйства и т.д.);
  • наличия инфраструктуры (дорог, магазинов, остановок транспорта и др.);
  • удаленности от ближайших населенных пунктов;
  • наличия коммуникаций (электрической и газовой сети, водоснабжения, канализации).

Снижение кадастровой стоимости земельного участка осуществляется на основе отчета о рыночной стоимости, который отвечает обязательным условиям:

  • выполняется профессиональным оценщиком (работающим в штате оценочной компании или индивидуально), имеющим соответствующий сертификат, опыт в данной сфере и застрахованную ответственность перед заказчиками;
  • содержит доказательную базу, подтверждающую результаты расчета;
  • отражает все стадии проведенного исследования и выводы на его основе;
  • соответствует нормам действующего законодательства, включая Закон об оценочной деятельности, ФСО, и правилам, изложенным в статье 84 КАС.

Всем перечисленным условиям отвечают отчеты, выполненные экспертами «Московской экспертизы независимой» – ООО «МЭН». Переоценка проводится на ту же дату, на которую производился расчет кадастровой стоимости.

Порядок внесения изменений в ЕГРН

Кадастровая стоимость может измениться в результате плановой переоценки уполномоченной комиссией по распоряжению администрации или по требованию собственника. Регламент проведения процедуры отражен в положениях 135-ФЗ.

В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ утверждается, что кадастровая стоимость участка устанавливается в размере его рыночной стоимости. Она подтверждается отчетом независимого эксперта, члена СРО оценщиков.

Так как кадастровая оценка проводится массовыми методами, не учитывающими многие особенности участка, и без выезда на место, оценка может быть весьма приблизительной, а иногда и значительно отличающейся от реальной стоимости участка земли.

Результаты кадастровой оценки могут быть оспорены:

  • в досудебном порядке при обращении в региональную комиссию при Росреестре;
  • в ходе судебного разбирательства.

Переоценка может проводиться по требованию и физических, и юридических лиц.

Выгодно заказывать переоценку для уменьшения кадастровой стоимости земельного участка, если расхождение с его рыночной стоимостью больше 30%. Поэтому перед подачей заявления в комиссию или в суд следует провести предварительный анализ стоимости земли. Такие прикидки может сделать оценщик в процессе предварительных консультаций с клиентом.

После этого, если расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью являются существенными, заказчик заключает договор с экспертом на составление отчета. Клиент собирает весь пакет документов и обращается с заявлением в комиссию и суд.

Читайте так же:  Наказание за курение в общественных местах административный штраф

Рассмотрение требования в комиссии для клиента наиболее предпочтительно, так как обходится дешевле и проводится быстрее:

  • на рассмотрение заявления и пакета документов комиссии отводится месяц, в то время как в суде это занимает от 2 до 3 месяцев;
  • клиенту не нужно оплачивать судебные расходы и госпошлину;
  • в случае отказа решение Комиссии может быть обжаловано в суде.

Пакет для подачи в Комиссию состоит из документов:

  • выписки из ЕГРН;
  • подтверждающих недостоверность сведений, если они стали причиной некорректной оценки;
  • отчета о рыночной стоимости;
  • копий правоустанавливающих документов.

Отказать в удовлетворении прошения собственника комиссия может по двум причинам:

  • если в документах допущены ошибки, неточности, недочеты;
  • если переоценка невозможна в силу закона.

В первом случае заявителю дается время на устранение ошибок, после чего комиссия рассматривает пакет документов заново. Во втором случае в решении указываются ссылки на Гражданский или Земельный кодекс РФ. Если принято положительное решение, на его основании вносятся изменения в ЕГРН.

Отрицательное решение Комиссии может быть оспорено в суде. Собственник участка или его представитель в течение 10-ти дней после получения решения подает заявление в суд (по месту расположения ответчика – отделения кадастра, предположительно завысившего кадастровую стоимость). При обращении в суд дополнительно представляются документы:

  • отказ Комиссии (для физических лиц, если сначала заявитель обращался туда, а для юридических – обязательно);
  • чек, подтверждающий оплату госпошлины;
  • заверенные копии уведомлений о вручении копии искового заявления в адрес кадастра недвижимости.

Положительное судебное решение является основанием для внесения изменений в государственный кадастровый учет (согласно части 2 пункта 5 статьи 14 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Судебные расходы при оспаривании кадастровой стоимости: проблемы возмещения

Управляющий партнер Правового бюро «Тимофеев и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Рост количества дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости поставил вопрос о возмещении затрат, понесенных в связи с необходимостью предоставления отчета оценщика как доказательства по делу. Неординарность решения данного вопроса заключалась в том, что с одной стороны, процессуальное законодательство признавало эти расходы необходимыми и подлежащими возмещению (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»), а с другой, возмещению эти немалые расходы подлежали за счет бюджета субъектов РФ. Это требует поиска нелинейных путей решения. Такая двойственность обусловила поиск особого подхода к распределению судебных издержек по делам о пересмотре кадастровой стоимости. При этом ст. 111 Кодекса административного судопроизводства, устанавливающая общее правило указанного распределения, не предусматривает каких-либо исключений для подобных дел.

Верховный Суд Российской Федерации в п. 31 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» начинает расшатывать, казалось бы, незыблемое правило о том, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Суд находит основание, при наличии которого, даже при положительном для административного истца решение, судебные расходы возлагаются на него, а не на проигравшую сторону. По мнению высшей судебной инстанции, таким основанием является отсутствие возражений со стороны административного ответчика и заинтересованных лиц в отношении оснований и содержания заявленных требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Возможность отступления от общего правила ВС РФ объясняет тем, что требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, являются способом реализации права, а не способом защиты нарушенного права.

Это достаточно спорная позиция базовых правовых основ института возмещения судебных расходов. Существуют возражения со стороны административного ответчика и заинтересованных лиц в отношении оснований и содержания заявленных требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а это значит, что понесенные административным истцом судебные расходы должны быть ему возмещены. Подобная позиция неоднократно подтверждалась Судебной коллегией по административным делам ВС РФ в постановлениях по конкретным делам (определение ВС РФ от 10 сентября 2015 г. № 53-АПГ15-44, определение ВС РФ от 2 сентября 2015 г. № 11-АПГ15-19).

Однако впоследствии, та же Судебная коллегия по административным делам ВС РФ изменяет свое отношение к оценке справедливости распределения судебных расходов при оспаривании кадастровой стоимости. Например, если судебная оценочная экспертиза назначается в виду недостатков представленного административным истцом отчета, значит именно на него и должны быть возложены бремя судебных издержек (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 14 января 2016 г. № 67-АПГ15-38, апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 12 ноября 2015 г. № 67-АПГ15-30). При этом вопрос о наличии или отсутствии возражений относительно оснований или содержания заявленных требований высшей судебной инстанцией административного правосудия не обсуждается и во внимание не принимается.

В результате, правовой критерий распределения судебных расходов (наличие или отсутствие возражений), который давал надежду на их возмещение по делам о пересмотре кадастровой стоимости, стал размываться. В своих последних рассмотренных делах как Судебная коллегия по административным делам ВС РФ, так и нижестоящие суды уже не считали необходимым руководствоваться разъяснениями Пленума ВС РФ. Все очевидней проявлялось произвольное толкование судами положений ст. 111 КАС РФ и наметившейся уклон правоприменения в сторону необоснованной защиты интересов органов публичной власти.

[1]

Подобная ситуация и вызвала необходимость рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации вопроса о распределении судебных расходов при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Результатом подобного рассмотрения явилось установление неконституционности сформированной ранее ВС РФ позиции о распределении судебных расходов в зависимости от процессуального поведения административного ответчика (заинтересованных лиц).

Прежде всего, КС РФ, ссылаясь на подходы, сложившиеся в практике и доктрине процессуального права, делает вывод о том, что из требований Конституции РФ не вытекает несовместимость универсального (общего) характера принципа присуждения судебных расходов лицу, в пользу которого состоялось судебное решение, с теми или иными формами проявления дифференциации правил распределения судебных расходов (Постановление КС РФ от 11 июля 2017 г. № 20-П, далее – постановление № 20-П). Они могут иметь свою специфику в зависимости от объективных особенностей конкретных судебных процедур и лежащих в их основе материальных правоотношений.

Читайте так же:  Соглашение о погашении задолженности

Особенности судебных процедур по делам о пересмотре кадастровой стоимости, по мнению КС РФ, сводятся к следующему:

  • расхождения в оценке стоимости конкретного объекта недвижимости, если они не связаны исключительно с несправедливыми преимуществами или злоупотреблениями участников этих правоотношений, в приемлемых границах допустимы (принцип множественности достоверных оценок);
  • при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости на административного истца возлагается обязанность доказать существование рыночной стоимости, отличающейся по своей величине от стоимости кадастровой (принцип обязательности доказывания);
  • отчет, подготовленный оценщиком, является необходимым по делу доказательством (принцип необходимости отчета);
  • суды, безотносительно к наличию или отсутствию возражений со стороны участвующих в деле лиц, назначают по делам о пересмотре кадастровой стоимости судебную оценочную экспертизу, по результатам которой и выносят решение по делу (принцип приоритета судебной оценочной экспертизы);
  • судебные расходы по делам о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены необходимостью соблюдения императивных требований процессуального законодательства, устанавливающих порядок рассмотрения дел данной категории, а также инициативной деятельностью суда, т.е. не обусловлены процессуальным поведением самого этого лица (принцип вынужденности несения судебных расходов).

Установив указанные особенности, КС РФ признал не соответствующей Конституции РФ судебную практику, допускающую при удовлетворении заявленных требований о пересмотре кадастровой стоимости, отказ в возмещении судебных расходов в том случае, когда отсутствуют возражения со стороны административного ответчика (заинтересованного лица). Однако вывод, сделанный КС РФ по итогам рассмотрения вопроса о распределении судебных расходов по делам о пересмотре кадастровой стоимости, воспринимается неоднозначно в виду употребления в тексте постановления союза «даже» и словосочетания «… даже в тех случаях, когда…». Дословно (с некоторыми изъятиями) этот вывод сформулирован следующим образом:

«Признать положения статьи 111, ч. 5 ст. 247 и п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ ….. не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1, 2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями – по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, – при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда:

  • ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости,
  • и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи административного иска».

Представляется, что упоминание об ошибке в контексте всего постановления № 20-П следует расценивать как некий ориентир для решения вопроса о распределении судебных расходов и воспринимать «ошибку» как критерий восстановления нарушенного права административного истца в этой части, с точки зрения степени значительности расхождения величин между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью. Во всяком случае, по делам, на которые ссылается КС РФ в водной части своего постановления, снижение кадастровой стоимости имело место более чем на 50%.

Следующий момент: расходы, не связанные с процессуальным поведением лицом, оспаривающим кадастровую стоимость, после подачи иска. Что следует понимать под такими расходами? Представляется, что ключевыми в данном случае являются слова «… после подачи иска». Если это так, то расходы на подготовку отчета, уплату госпошлины, юридических услуг, поскольку они понесены до, а не после предъявления иска, и являются теми расходами, о которых упоминается в данном фрагменте постановления № 20-П. Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что КС РФ не обозначил определенно свою позицию относительно возможности взыскания расходов, понесенных в связи с необходимостью подготовки отчета.

Логика судов, которая лежит на поверхности, будет заключаться в следующем: если проведенной по делу судебной оценочной экспертизой установлено несоответствие отчета требованиям оценочного законодательства и не подтверждена определенная оценщиком рыночная стоимость, если суд устанавливает кадастровую стоимость в размере рыночной на основании заключения экспертизы, то почему государством должны возмещаться расходы на подготовку недопустимого доказательства. Ведь заказчик оценки может получить понесенные расходы с недобросовестного оценщика.

Противопоставить подобной логике можно лишь следующую позицию: реализация права на оспаривание кадастровой стоимости невозможна без досудебной подготовки отчета и заказчик оценки не обладает необходимыми знаниями для оценки соответствия отчета требованиям оценочного законодательства. Учитывая, что государство принудительно обязывает обращаться к услугам оценщиков, то оно и должно обеспечить условия, наличие которых исключит незаконную деятельность последних. Если по условиям игры отчет оценщика для административного истца является входным билетом на поле оспаривания кадастровой стоимости, то судьба отчета не имеет значения для итогов состоявшегося матча.

Подводя итог теме современного уровня регулирования отношений, связанных с распределением судебных расходов по делам о пересмотре кадастровой стоимости, и имея в виду, что отказ об возмещении расходов при удовлетворении заявленных требований о пересмотре кадастровой стоимости, является косвенной формой изъятия собственности и возложением на частных лиц обязанностей по финансированию системы государственной кадастровой оценки, в заключении хотелось бы указать следующее:

  • резолютивная часть постановления № 20-П дает надежды на исключение из практики судов правовых позиций, сформированных ВС РФ в п. 31 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в части возможного отказа в возмещение судебных издержек по причине отсутствия возражений со стороны административного ответчика;
  • термин «ошибка», использованный КС РФ в тексте постановления № 20-П, не имеет правового значения и это понятие следует рассматривать только в контексте оценки степени расхождений между кадастровой стоимостью и стоимостью рыночной, но ни в коем случае не для проверки соблюдения установленных требований к формированию методики кадастровой оценки и ее применению к конкретному объекту недвижимости;
  • попытки нормативного закрепления обязательности выявления судами ошибки при определении кадастровой стоимости в процессе государственной кадастровой оценки как критерия для решения вопроса о распределении судебных расходов являются недопустимыми, поскольку не вытекают из постановления № 20-П.
Читайте так же:  Страховые взносы для ип

Как оспорить кадастровую стоимость недвижимости

1. Кто может оспорить кадастровую стоимость?

Оспорить кадастровую стоимость может любой гражданин, чьи права и обязанности затрагивают результаты такой оценки.

2. В каких случаях и как можно оспорить кадастровую стоимость?

Оспорить можно только ту кадастровую стоимость недвижимости, которая установлена на момент обращения. Вы можете потребовать пересмотра кадастровой стоимости только в сторону уменьшения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пересмотреть кадастровую стоимость можно по двум основаниям:

  • при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости были использованы недостоверные сведения о нем (например, при оценке были использованы неверные данные о площади объекта недвижимости либо о материале стен дома и тому подобное);
  • кадастровая стоимость объекта недвижимости превышает рыночную стоимость этого объекта (на момент установления кадастровой стоимости).

В первом случае при положительном решении кадастровая оценка проводится заново, во втором случае кадастровая стоимость устанавливается в размере рыночной. В обоих случаях нужно собирать доказательства.

Оспорить кадастровую стоимость можно двумя способами — в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Росреестра либо в суде. При этом физические лица при обращении в суд предварительно обращаться в комиссию не обязаны.

Процедура оспаривания кадастровой стоимости в комиссии Росреестра считается более простой и быстрой. К тому же, если она завершится неудачей и комиссия откажет в пересмотре кадастровой стоимости, вы также сможете обратиться в суд и оспорить решение комиссии. Если в пересмотре кадастровой стоимости откажет суд, обратиться в комиссию вы уже не сможете.

3. Как узнать, какие сведения использовались для проведения кадастровой оценки?

Сведения о том, как, когда, кем и по чьему заказу была установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости вместе с отчетами о проведении кадастровой оценки хранятся в Фонде данных государственной кадастровой оценки. Получить их можно онлайн на сайте Росреестра или на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru.

Чтобы воспользоваться сервисом, вам необходимо знать кадастровый номер объекта недвижимости.

С запросом о предоставлении сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, вы также можете обратиться лично:

  • если кадастровая стоимость была определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки — к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (в отношении московской недвижимости в роли заказчика обычно выступает Департамент городского имущества, но уточнить эту информацию вы можете в Управлении Росреестра по Москве);
  • если кадастровая стоимость была определена при постановке объекта на кадастровый учет (или в результате внесения изменений в него) — в отделение Росреестра по месту расположения объекта недвижимости.

4. Как доказать, что кадастровую стоимость определили по недостоверным сведениям?

При кадастровой оценке объекта недвижимости кадастровый инженер должен опираться на множество факторов, таких как размер объекта недвижимости, местоположение, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории, целевое назначение и другие. В случае если оценивается помещение, здание или постройка, также учитывается материал стен, износ здания, аварийное состояние объекта и так далее.

Если хотя бы один из этих факторов не учтен либо учтен неверно (имела место, например, техническая ошибка), вы можете направить обращение об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Сделать это можно с помощью официального сайта Мэра Москвы mos.ru. Результатом станет решение о пересчете кадастровой стоимости.

В качестве доказательств факта ошибки для суда вы можете использовать ранее внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения, документы технического учета (документы БТИ) и другие документы.

5. Как доказать, что кадастровая стоимость выше рыночной?

Вам нужно оценить недвижимость, установив ее рыночную стоимость. Юридическую силу имеет только оценка недвижимости, проведенная профессиональными оценщиками. Это могут быть как частнопрактикующие лица, так и оценщики, работающие на основании трудового договора с юридическими организациями. Но в любом из этих случаев оценщик должен быть членом саморегулируемой организации оценщиков, застраховавшим свою ответственность.

Оценка недвижимости должна быть проведена с соблюдением всех федеральных стандартов, а также с учетом норм и требований саморегулируемой организации оценщиков.

Для проведения оценки обязательно заключается договор . По результатам ее проведения составляется отчет об оценке объекта недвижимости. Услуга платная.

Также вам может понадобиться экспертиза отчета об оценке. Это не повторная оценка, а проверка экспертом саморегулируемой организации оценщиков правомерности действий оценщика и соответствия оценки всем стандартам. При обращении в суд экспертиза обязательна, в комиссию Росреестра — только если рыночная стоимость отличается от кадастровой более чем на 30%.

6. Как оспорить кадастровую стоимость в комиссии Росреестра?

Для того чтобы пересмотреть кадастровую стоимость вашего объекта недвижимости, вам понадобятся документы:

  • заявление (заполняется во время личного визита);
  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (если вы считаете, что при определении кадастровой стоимости были использованы недостоверные сведения).

Подавать документы нужно в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости. Заявление должно быть рассмотрено комиссией в течение месяца со дня его регистрации в Росреестре. Извещение о том, когда именно заявление будет рассматриваться, должен прислать секретарь комиссии в течение 7 рабочих дней с момента регистрации заявления, но не позже чем за 5 рабочих дней до заседания комиссии.

Каждое заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов комиссии. Голосование по всем вопросам проводится открыто. Мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против». Воздерживаться от голосования или передавать свои голоса членам комиссии запрещено. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения. Заявитель вправе присутствовать на заседании комиссии.

По результатам заседания комиссия может отказать в пересмотре кадастровой стоимости либо установить кадастровую стоимость в размере рыночной / обязать орган исполнительной власти, отвечающий за установление кадастровой стоимости (в Москве это Департамент городского имущества), провести новую государственную оценку имущества.

Читайте так же:  Заявление на регистрацию ип

Решение комиссии направляется заявителю в течение 2 рабочих дней после проведения заседания.

7. Как оспорить кадастровую стоимость через суд?

Прежде чем подать иск о пересмотре кадастровой стоимости соберите документы:

Дела о пересмотре кадастровой стоимости рассматривает в качестве суда первой инстанции Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа. Таким образом, в отношении недвижимости, расположенной в Москве, вам необходимо направить иск в Московский городской суд.

Подать административный иск вы можете лично либо онлайн на сайте Мосгорсуда (для этого требуется быть зарегистрированным пользователем портала gosuslugi.ru). Также с помощью сервиса вы можете отслеживать движение поданных вами обращений и получить результаты их рассмотрения.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным судом РФ в течение 3 месяцев, всеми остальными — в течение 2 месяцев. По сложным делам председатель суда может продлить срок рассмотрения дела, но не более чем на месяц. Таким образом, если вы будете требовать пересмотра кадастровой стоимости недвижимости, расположенной в Москве, Мосгорсуд будет рассматривать дело в течение 2, максимум 3 месяцев.

О дате и времени судебного заседания всех участников извещает суд. Неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

Как уменьшить кадастровую стоимости земли

В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»» (принят Госдумой РФ 26 сентября 2014 года), которым вводится налог на имущество физических лиц, еще более актуальной стала проблема оспаривания кадастровой стоимости земли.

Как оспорить кадастровую стоимость земли?

К объектам налогообложения отнесены жилые дома, в том числе расположенные на земельных участках, предоставленных для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, жилые помещения (квартиры, комнаты), гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения и помещения. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

В качестве налоговой базы для исчисления налога применяется кадастровая стоимость объекта налогообложения, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Кто может оспаривать кадастровую стоимость земли?

В соответствии с законодательством результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Правом на оспаривание кадастровой стоимости земельных участков обладают:

  • собственники соответствующих участков
  • органы местного самоуправления
  • арендаторы земельных участков
  • правообладатели, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения
  • лица, которые хотят и не имеют оформленных прав на земельный участок, но в собственности которых находятся объекты недвижимости, расположенные на таком участке.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) кадастровая стоимость земельных участков и объектов капитального строительства может быть оспорена:

  • юридическими лицами – в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия). В случае отклонения комиссией заявления о ее пересмотре юридические лица имеют право обратиться в суд.
  • физическими лицами – в комиссии или в суде. Для оспаривания кадастровой стоимости физическими лицами в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В связи с изменением зконодательства увеличился срок на обращение в комиссию — не позднее 5 лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но в любом случае до момента определения новой кадастровой стоимости. Ранее этот срок составлял всего 6 месяцев.

Также следует учитывать, что с вступлением в силу Федерального закона от 04.06.2014 № 143-ФЗ, 06.08.2014, рассмотрение подобных дел отнесено к компетенции федеральных судов общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

С какого момента применяется новая кадастровая стоимость, установленная комиссией или судом?

Согласно ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности (в новой редакции от 09.07.2014 г.) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной таким решением, будут применяться для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (изменения вступят в силу с даты опубликования закона и будут применяться к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу данного закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных на эту дату комиссией или судом, арбитражным судом).

[2]

Также введены ограничения на периодичность пересмотра результатов государственной кадастровой оценки. В соответствии с новой редакцией ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ государственная кадастровая оценка будет проводиться не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты проведения последней государственной кадастровой оценки.

Сопровождение проектов по уменьшению кадастровой стоимости земли

Если Вы или Ваши клиенты заинтересованы уменьшить кадастровую стоимость земли — Вы можете обратиться в Компанию «Юридическое бюро». Несмотря на то, что данная процедура довольно сложная, и суды принимают соответствующие решения очень неохотно, мы обладаем успешным опытом реализации подобных проектов.

[3]

Стоимость оспаривания кадастровой стоимости в Комиссию Росреестра (досудебный порядок) – от 50 000 рублей (в зависимости от объекта) (услуги оценщиков оплачиваются отдельно, однако мы полностью обеспечиваем организацию процесса и получение необходимых для оспаривания доказательств).

Дальнейшее судебное оспаривание – от 30 000 рублей за 1 заседание.

Госпошлина при оспаривании кадастровой стоимости

Размер госпошлины при подаче искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка

Причем, согласно Закону № 135-ФЗ, пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту – Постановление Пленума ВС РФ № 28) для физических лиц обращение в Комиссию с заявлением не является обязательным. Аналогичное правило распространяется и на индивидуальных предпринимателей.

Читайте так же:  Документы на замену водительского удостоверения собираем необходимые

Об уплате госпошлины при подаче в суд искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

Статьей 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) установлено, что государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Конференция ЮрКлуба

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Госпошлина при оспаривании кадастровой стоимости

Оспорить данные, содержащиеся в государственном кадастре, можно с помощью обращения в специализированную комиссию, созданную при каждом подразделении Росреестра. Вместе с тем досудебный порядок не является обязательным, и разрешается сразу подавать исковое заявление в соответствующую инстанцию.

Как оспорить кадастровую стоимость, и не переплачивать налог на имущество

Следует отметить, что хотя налоговая инспекция обязана самостоятельно рассчитать и направить налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2 ст. 409 НК РФ), однако в случае непоступления такого уведомления каждый налогоплательщик обязан сообщить налоговому органу о наличии объектов недвижимого имущества. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).Таким образом, неполучение уведомления о необходимости уплаты налога, не освободит от него.

Госпошлина при оспаривании кадастровой стоимости

Указанная в постановлении (решении) (наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления) стоимость объекта недвижимости в размере (______) рублей является завышенной (либо недостоверной), поскольку его действительная рыночная стоимость составляет (______) рублей, что подтверждается Отчетом об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости от «__» _______года, составленным (Ф.И.О. оценщика, наименование саморегулируемой организации оценщиков) и положительным экспертным Заключением от «__» ________ года, составленным (наименование саморегулируемой организации оценщиков).

Судебный порядок оспаривания кадастровой стоимости недвижимости

Справочно. Вопросы определения, расчета, порядка изменения кадастровой стоимости недвижимости регламентированы Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности). Более подробно о порядке определения и расчета кадастровой стоимости смотрите в статье по ссылке.

Оценка, изменение, оспаривание, снижение кадастровой стоимости помещения, земельного участка

Кадастровая стоимость недвижимости берется за основу при расчете налога на имущество и земельного налога (п. 2 ст. 375, п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 402 НК РФ). Поэтому, в случае, если собственник здания, помещения или земельного участка полагает, что кадастровая стоимость его собственности рассчитана неверно и завышена, то он имеет право оспорить ее согласно ч. 1 и 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 135-ФЗ .

Как оспорить кадастровую стоимость: инструкция для юриста

Все чаще вопрос об оспаривании кадастровой стоимости встает перед юристами компаний. Кто-то уже успел получить практический опыт в этой сфере, кто-то еще только собирается. Попробуем разобраться в деталях процедуры оспаривания кадастровой стоимости с точки зрения теории и практики.

Размер госпошлины при подаче искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка

Причем, согласно Закону № 135-ФЗ, пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту – Постановление Пленума ВС РФ № 28) для физических лиц обращение в Комиссию с заявлением не является обязательным. Аналогичное правило распространяется и на индивидуальных предпринимателей.

Как оспорить кадастровую стоимость? (Алистархов В

В соответствии с разъяснениями собственники недвижимости вправе оспорить кадастровую стоимость недвижимости как путем подачи заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, так и путем направления соответствующего заявления в суд.

Как оспорить кадастровую стоимость квартиры для уменьшения налога

Для уменьшения налога необходимо доказать завышение кадастровой стоимости по сравнению с реальной рыночной ценой недвижимости. В большинстве регионов, действительно, кадастровые стоимостные показатели значительно превышают рыночную цену, поэтому обращения с заявлением позволит существенно снизить размер налоговых обязательств.

Оспаривание кадастровой стоимости

Видео (кликните для воспроизведения).

Результаты кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, так как п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в действующей редакции предусматривает, что кадастровая стоимость участка может определяться исходя из рыночной стоимости.

Источники


  1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.

  2. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.

  3. Андрианов Н. В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры; Либроком — М., 2011. — 304 c.
Госпошлина при оспаривании кадастровой стоимости
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here