Антимонопольное законодательство в россии и за рубежом что это

Сегодня поговорим на тему: "Антимонопольное законодательство в россии и за рубежом что это". На странице представлена информация полностью раскрывающая тему. В случае возникновения вопросов вы их всегда можете задать дежурному специалисту.

Антимонопольное законодательство в России и за рубежом: что это

Библиографическая ссылка на статью:
Бондаренко А.Ю. Антимонопольное регулирование экономики в России, США и странах Европы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/05/2325 (дата обращения: 07.02.2019).

В современном мире внутренняя экономическая политика государств направлена на обеспечение честных условий конкуренции.

Конкуренция – это такая цивилизованная форма борьбы за существование на рынке. Стремление обойти своего конкурента, не уступить; не отстать от него, именно это создаёт мощный стимул для экономического роста и прогресса в целом [1, с.152].

Но может ли конкуренция существовать в условиях монополии? Само установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции. Ситуация монополии нуждается в регулировании, в чем и заключается актуальность данной статьи.

Следует заметить, что монополия может существовать не во всех отраслях. Так английский экономист Джоан Вайолет Робинсон, исследуя монополию, выделила отрасли, где конкуренция не может существовать в силу технологических особенностей. Позднее они стали называться «отрасли естественной монополии». Дж. Робинсон отнесла к таким отраслям электроэнергетику, железнодорожный транспорт и газовую промышленность, объясняя это тем, что: «В данных отраслях отсутствуют предпосылки для конкуренции».

Антимонопольное регулирование, рассматривается как система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии [2].

Согласно Федеральному Закону «О защите конкуренции» наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на том или ином рынке в соответствии с российским законодательством не является противоправным. Однако попытки субъекта, который доминирует на товарном рынке, сохранить или укрепить свою рыночную власть, используя определённые методы, воздействующие на общие условия конкуренции и ограничивающие её, наносящие ущерб конкурентам, а так же другим хозяйствующим субъектам или физическим лицам, являются нарушением антимонопольного законодательства и должны пресекаться и устраняться антимонопольными органами [3].

В Российской Федерации функции антимонопольного регулирования выполняет Федеральная Антимонопольная Служба России (ФАС России).

Рассматривая вопрос антимонопольного регулирования, нельзя брать во внимание ситуацию только на российском рынке.

В странах с развитой рыночной экономикой действует активная антимонопольная политика. Во многих из них ещё в XX веке монополизм квалифицировали как экономическое преступление против общества, поэтому законодательство было направленно на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. При этом одна из важных задач правительства США – обеспечение конкуренции на рынке товаров и услуг. Можно выделить две формы антимонопольной политики зарубежных стран:

  • Американская. Запрещает любую форму монополистического сговора или союза (США, Аргентина и др.)
  • Западно-европейская. Направлена против тех монополий, которые ограничивают возможности конкуренции в какой-либо отрасли рынка (страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР). [4, c.80]

Из этой классификации есть исключение, так как законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между этими двумя формами. В ФРГ действует запрет на монополии, но в то же время существует множество исключений из этого принципа.

В законодательной системе Америки антимонопольное регулирование именуется антитрестом, а в Австрии, Германии и Швейцарии – картельным антимонопольным регулированием.

За рубежом реализация положений антимонопольного законодательства осуществляется в административном, судебном или смешанном порядках.

В системе антимонопольного регулирования США все акты монопольной деятельности признаются незаконными, вне зависимости от степени их влияния на конкуренцию. Помимо США, этот принцип закреплён в законодательствах Аргентины, Канады и ряда других стран. Однако полный запрет на монополию существует только в США.

Первый антитрестовский закон в США, был принят в Алабаме в 1883 году. Затем на протяжении 1889-1890гг. такое законодательство было принято в других штатах. Принятие антитрестовского закона многими штатами способствовало разработке соответствующих законов на федеральном уровне. [5, c.140].

В 1890 году в свет выходит Закон Шермана, который положил начало антимонопольному законодательству. Суть этого закона заключалась в формальном запрете монополий, что отличало его от законодательств других стран большей жесткостью. Позднее в 1914 г., как продолжение Закона Шермана, был приняты Закон Клейтона и Закон о федеральной торговой комиссии. Именно эти три законодательных акта послужили фундаментом антитреста в США.

В противовес американской системе, ставится европейская. Она осуществляется на принципе регулирования и контроля монополий, а не полного их запрета. Для рассмотрения влияния монополистической деятельности на конкуренцию, создаются специальные государственные организации по осуществлению контроля монополистической деятельности.

Ярким примером европейской системы, является система антимонопольного регулирования во Франции. Там, из-за длительного вмешательства в экономику страны государства, конкуренция была недостаточно развита. Для дерегулирования экономики и выравнивания общей экономической ситуации в стране был создан Конкурентный совет, специальный антимонопольный орган. На сегодняшний день вмешательство государства в экономику находится на нулевом уровне, что позволяет механизму рынка устанавливать и регулировать цены.

В Великобритании антимонопольное законодательство более либерально, нежели в США и прямое вмешательство государства минимизировано. Важным законодательным актом, который регулирует деятельность монополий, является Закон о добросовестной торговле 1973г. В нем предусматриваются условия и порядок контроля со стороны государства над монополиями.

Если же брать во внимание Европейский Союз в целом, то нормы о защите конкуренции содержатся в Римском договоре об учреждении Европейского Экономического Сообщества 1957г., в котором установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке. Антимонопольный контроль осуществляет Комиссия ЕС, которая проводит проверки и применяет санкции к правонарушителям.

Читайте так же:  Нужно ли отрабатывать 2 недели после увольнения рекомендации профессиональных юристов

Хотелось бы так же рассмотреть «страну-исключение» из правил антитреста.

Германия имеет в своём распоряжении специальное законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции (Закон о недобросовестной конкуренции 1909г.), в котором содержатся нормы, связанные с ответственностью за нарушение конкуренции [6].

Беря во внимание РФ, то можно сказать, что в основном был воспринят опыт европейских государств и европейской системы антимонопольного регулирования, которая скорее ограничивает монополии, чем полностью запрещает их деятельность. В ФЗ №135 «О защите конкуренции» учитывается специфика российской экономики и наряду с ограничением монополий, так же предусмотрены меры к пресечению государственного монополизма.

Пороги в размере 35-50% доли рынка как признак доминирования, предусмотренные российским законодательством в полной мере соответствуют практике большинства стран.

В заключении можно сказать, что применение зарубежного опыта регулирования монополий не дало существенных результатов в случае с российской экономикой. В России проблема монополий перестала быть только экономической. В данное время очень велико вмешательство государства в рыночную экономику, поэтому можно сказать, что данная проблема стала, отчасти политической. Для того, чтобы наладить систему антимонопольного регулирования в России требуется исключить или минимизировать вмешательство государства в рыночную экономику. Что в дальнейшем, по оптимистическим прогнозам, приведет либо к становлению на путь западно-европейского развития, либо к образованию новой самостоятельной российской системы антимонопольного регулирования экономики.

I.3. Эволюция антимонопольного законодательства в России. Этапы развития, функции и задачи.

Антимонопольная политика — это комплекс мер, направлен­ных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополисти­ческих действий и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также на пропа­ганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.[6]

Антимонопольное законодательство – это направление государственной деятельности в экономической деятельности.

Основа антимонопольного законодательства Российской Федерации – Конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ. Ограничение деятельности монополистических организаций и защита конкуренции осуществляется рядом нормативно-правовых актов.

Развитие антимонопольного законодательства Российской Федерации происходит путём расширения и углубления нормативно-правовых актов, а также за счёт обновления и улучшения правоприменительной практики уже имеющихся. Антимонопольное законодательство в России появилось относительно недавно – чуть более двадцати лет назад. Становление антимонопольного законодательства проходило в период реформирования экономики России: в это же время проходила либерализация экономики, приватизация и развитие рыночных отношений. В эволюции российского антимонопольного законодательства можно выделить два основных этапа.[6]

Этап первый. 22 марта 1991 года был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельно­сти на товарных рынках». В данном законе были определены цели антимонопольной политики РФ:

предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации;

обеспечение единства экономического пространства и свободного перемещения товаров;

поддержка конкуренции в Российской Федерации;

создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;

государственный контроль обеспечения антимонопольного законодательства.

25 мая 1995 года произошла первая редакция закона «О конкуренции…». Внести изменения в закон пришлось, так как в обществе и экономике государства произошли существенные изменения за 4 года. В 1994 году была закончена ваучерная приватизация, что дало начало формированию рыночных отношений. Последующая редакция данного закона произошла в 1998 году. Пересмотру и дополнению подверглись некоторые понятия, виды контроля экономической концентрации и механизмы управления. В результате редакции закона в 2000 году, антимонопольным органам были даны права, позволя­ющие при осуществлении госу­дарственного контроля экономи­ческой концентрации, устанавли­вать реальных участников сделок, определять реальные размеры концентрации хозяйствующих субъектов на товарном рынке и оценивать их стратегические интересы. В последней на сегодняшний день редакции закона «О конкуренции…», которая произошла в октябре 2002, изменению подверглись пороговые значения параметров обращения в антимонопольные органы, сроки подачи уведомлений, а также уточнены основания для отказа.

Второй этап. Начало второго этапа развития антимонопольного законодательства можно приурочить к периоду разработки и принятию нового закона «О защите конкуренции». Он был принят 26 июля 2006 года. Одной из главных задач этого закона стало укрепление общепризнанных мер, которые могли обеспечить эффективную реализацию правафизических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельно­сти в условиях справедливой конкуренции. Также в закон было введено понятие «экстерриториальных действий», то есть данный закон может регулировать соглашения, заключенные российскими хозяйствующими субъектами за пределами Российской Федерации. Существенным нововведением закона является выделение критериев, на основе которых соглашения и согласованные действия, которые хоть и ужимают конкуренцию, но имеют общий положительный эффект, могут быть разрешенными антимонопольным органом.

Особого внимания заслуживает ответственность, предусмотренная за нарушение антимонопольного законодательства. К сожалению, размеры штрафа не обеспечивают соблюдение антимонопольного законодательства. В связи с этим, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации были внесены изменения. Они касаются ужесточения наказаний за антиконкурентные действия.

В 2006 году вступает в силу «первый антимонопольный пакет», в рамках которого были внесены поправки в статьи федерального закона «О рекламе» и в федеральный закон № 295-ФЗ «О недрах», а также вошел в действие федеральный закон «О вне­сении изменений в Кодекс Российской Федерации об админист­ративных правонарушениях». Изменения касались ужесточения наказания за нарушения в данной сфере.

«Второй антимонопольный пакет» начал функционировать в 2009 году. Были внесены поправки в закон «О защите конкуренции», в Кодекс об административных нарушениях, в Уголовный Кодекс. Данные изменения должны были способствовать развитию конкурентоспособной сферы и недопустимости реализации действий, имеющих тенденцию ограничительной деловой практики.

Читайте так же:  Признаки банкротства

«Третий монопольный пакет» вышел в январе 2012 года. Федеральная антимонопольная служба отмечает, что главные изменения, представляемые «третьим антимонопольным пакетом» ориентированы на конкретизирование требований к антиконкуретным соглашениям и согласованным действиям. Кроме того в данном «пакете» уточняются критерии монопольно высокой цены.

В сентябре 2014 года Правительство Российской Федерации одобрило «четвертый антимонопольный пакет». Законопроект учитывает значительное снижение административных ограничений для бизнеса. Также в нём оговаривается снижение роли государства в экономике страны.

Вывод: развитие системы антимонопольного регулирования в Российской федерации доказывает, что антимонопольная политика – это постоянно функционирующие меры, которые могут изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране, предпринимаемые правительством для регулирования экономики.

Научно-исследовательский журнал

Analysis of antimonopoly policy in Russia and abroad (in the example of the USA)

Шембетова Элвира Растямовна, Кругова Ирина Николаевна
1. студентка факультета мировой экономики и управления, Астраханский Государственный Университет
2. ассистент кафедры экономической теории, заместитель декана по научно-методической работе, Астраханский Государственный Университет

Shembetova Elvira Rastyamovna, Krugova Irina Nikolaevna
1. student of the faculty of International Economics and Management, Astrakhan State University
2. assistant of the facility of International Economic Theory, Vice Dean for scientific and methodical work, Astrakhan State University

Аннотация: В современной экономике происходит возникновение новых источников монопольной власти, чья активность порождает угрозу конкуренции. В статье рассмотрены главные аспекты регулирования монополий, а так же компаний, обладающих высокой монопольной властью. Показаны способы их регулирования, выявлены имевшиеся достоинства и недостатки, a так же сходства и различия в регулировании монополий разных стран на практике.

Abstract: there is the emergence of new sources of monopoly power, whose activity creates a threat to competition in the modern economy. The article discusses the main aspects of the regulation of monopolies, as well as companies with high monopoly power. The article shows how to regulate them, identifies the available advantages and disadvantages and also similarities and differences in the regulation of monopolies in various countries in practice.

Ключевые слова: Монопольная власть, антимонопольная политика, антимонопольное законодательство, регулирование монополий, Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС), стимулирование конкуренции.

Keywords: monopoly power, anti-monopoly policy, antitrust laws, regulation of monopolies, the Federal Antimonopoly Service (FAS), encouraging competition

В результате появления монополии, задачей государства стало проведение антимонопольной политики. Для регулирования деструктивных сил монополии, государством было разработано антимонопольная политика, а также антимонопольное законодательство. Антимонопольная политика – комплекс мер, которые направлены на ослабление деятельности монополий, сдерживание предпосылок возникновения, а так же поддерживание конкуренции. Почти в каждой развитой стране антимонопольная деятельность государства концентрируется на двух тенденциях. Первая тенденция направлена на объединение средств влияния на действующую среду монополистов, не контактируя с ними. Она осуществляется за счет упреждающих антимонопольных средств, включающих понижение таможенного налога, запрет на количественные ограничения, устранение барьеров, которые препятствуют попаданию внутрь рынка товаров иностранного производства и множество других способов. Вторая тенденция характеризуется совокупностью систем прямого влияния на деятельность монополий: применяются штрафные санкции, производится строгий контроль процессов слияния и поглощения фирм и другие. Суть антитрестовской политики заключается в попытке сохранить конкуренцию посредством формирования преград для образования и применения власти монополии.

В Российской Федерации существует специальный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице федеральной антимонопольной службы (ФАС). ФАС осуществляет принятие нормативных правовых актов, контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, оказывает услуги для государственных нужд и множество других функций. Деятельность Федеральной антимонопольной службы руководит Правительство РФ. А также Федеральная служба по тарифам РФ, осуществляющая государственное регулирование цен на продукцию и контроль их соблюдения, согласно законодательству Российской Федерации. Помимо законодательного антимонопольного регулирования в государствах с рыночной системой используются нормативно-ориентирующие пути воздействия, выраженные в правительственных заказах, налогах, процентах и государственных субсидиях. Использование этих рычагов помогает государству оказывать воздействие на интенсивность конкурентной среды в различных отраслях рынка.

Чтобы достаточно точно оценить эффективность антимонопольного регулирования, выявить наблюдающиеся на данном рынке проблемные точки для осуществления конкурентных отношений нужно проанализировать ситуацию на определенном рынке. В качестве примера исследуем отрасль газовой промышленности. Данная отрасль была выбрана как объект исследования в силу до сих пор продолжающейся с 2006 года дискуссии о разных механизмах «освобождения» газовой отрасли, и её важностью для экономики в целом.

Крупнейшим кредитором экономики России выступает РАО «Газпром». «Газпром» осуществляет примерно 95% добычи газа и 100% его транспортировки. Данная компания регулируется государством, например Постановлением Российской Федерации №333, которое предполагает введение нового способа установления цен на газ, который поставляется «Газпромом». Компания ни раз нарушала антимонопольное законодательство. Например, в 2004 году Федеральной антимонопольной службой (ФАС) было возбуждено дело о нарушении статьи 5 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» против ОАО «Газпром». «Газпром» отказался дать согласие на приобретения газа » ДСК — Инвест» для использования в котельной, которая предназначена для отопления нового жилого квартала, из-за отсутствия необходимого количества ресурсов газа. Однако, в ходе расследования обнаружилось, что в данный период компания «Газпром» дала право использовать газ другим объектам коммунального теплоснабжения (объём расходуемого топлива которых превышал запрашиваемое количество ресурсов).

Антимонопольная политика в других странах достаточно похожа на политику Российской Федерации. Главным образом, первостепенные задачи в большинстве зарубежных законодательно-правовых актах заключаются в борьбе с монополизацией и поддержкой конкуренции. Эти задачи можно расценивать как способ достижения определенных целей. Самая важная из этих целей — цель эффективности.

Читайте так же:  Получение жилья военнослужащими с помощью субсидии

Она может быть представлена в законодательных актах в различных вариациях:

задача повышения общественного благосостояния. Например, акт Австралии от 1974 года ставит задачу повышения благосостояния своих граждан.

[3]

задача о повышении экономического уровня. Например, закон Индонезии нацелен на поддержание эффективного делового климата для стимулирования экономического роста.

задача об обеспечении благосостояния потребителей. Например, акт Канады «О конкуренции» нацелен на предоставление покупателям конкурентных цен и широкого ассортимента продукции.

Другая общая задача зарубежных законов — достичь добросовестной конкуренции. Данную цель отмечают законодательные акты Кореи, Индонезии, Армении, Тайваня, Белоруссии и другие.

Рассмотрим механизм антимонопольного регулирования на примере Соединённых Штатов Америки (США). США — пионер в области антимонопольного регулирования. Крупные монопольные компании США играют господствующую роль в экономической системе всего мира. Десять крупнейших монополий мира включают 8 американских. Система антимонопольного регулирования в США признает незаконность всех актов монопольной деятельности, независимо от уровня их воздействия на конкуренцию. Данная система закреплена не только в законодательстве США, но и в законодательствах других стран, например Канады или Аргентины. Но монополия полностью запрещена только в США. Основой антимонопольной политики США был в 1890 году закон Шермана. Цель данного закона заключалась в прекращении контроля над рынком и предотвращении монопольной власти. Закон Шермана не разрешал следующие формы объединения: сделки, межфирменное сотрудничество, любой контакт фирм между собой, которые был направлены чтобы ограничить торговлю или коммерцию.

Видео (кликните для воспроизведения).

В 1914 году появился закон Клейтона, в следствие которого произошло существенное усиление положений закона Шермана. В основе нового закона лежали несколько ключевых моментов: поддержка среды конкуренции, незаконность принудительных соглашений, ценовой дискриминации, а также запрет слияний, покупки активов и перекрестных директоратов.

К основным законам также относят закон » О Федеральной торговой комиссии», созданный с целью предотвращения и пресечения недобросовестной конкуренции; контролировать коммерческую этику компаний. На основе трёх этих законов была составлена основа антимонопольного регулирования.

Государственный контроль монополистической деятельности в США осуществляется антитрестовским отделом Министерства юстиции, который имеет полномочия для возбуждения судебных дел против предприятий, которые не следуют антитрестовскому законодательству.

Рассмотрим механизм регулирования монополий в США на примере компании «Apple». «Apple» — американская компания, которая производит персональные и планшетные компьютеры, аудиоплееры, телефоны. Из-за инновационных технологий и эстетичного дизайна, компания имеет исключительную популярность и репутацию. Корпорация – первая в мире по значению рыночной капитализации. Её размер составляет 537 млрд долларов США (по данным от 11.12.15). Компания «Apple» не раз сталкивалась с нарушением антимонопольного законодательства. В апреле 2012 года властями США был выдвинут иск на корпорацию «Apple», а также на пять издательств электронных книг (Simon & Schuster, Penguin Publishers, MacMillan, Hachette Book Group и HarperCollins). Десятого июля 2013 корпорация «Apple» была признана виновной в картельном сговоре с отдельными книжными издательствами в целях увеличения стоимости на электронные книги в США и обязалась выплатить штраф в размере $450 миллионов из-за нарушения антимонопольного законодательства.

Сравнивая антимонопольную политику Российской Федерации и США, можно увидеть сходство антимонопольных законодательных актов стран. Цель законодательных актов США заключается в предотвращении сверхмерной концентрации предприятий, а антимонопольные акты РФ ставят задачу разукрупнения ранее сформировавшихся монополий. То есть антимонопольная политика РФ не учитывает специфику развития экономики России, которая в корне отличается от экономики США и, соответственно, не находит решения поставленным перед экономикой задачам. Законодательство РФ отражает потребности монополий-преемников командно-административной системы, а законодательство США выражает государственные интересы. Главное различие между антимонопольными законами этих двух стран: они выражают потребности различных социально-экономических субъектов. К сходствам же можно отнести: нагроможденные статьи, нормы, ограничения и санкции, запутанные и двусмысленные формулировки законов, лазейки в формулировании положений законов, необходимость в стройном механизме реализации.

Таким образом, практика показала, что большинство государств имеют достаточно похожую систему регулирования монополий, направленную на борьбу с монополизмом и поддержку конкуренции, но каждой политике присущи свои достоинства и недостатки. Анализируя антимонопольное регулирование России и США, можно прийти к выводу, что обе политики направлены против крупных капиталов. Однако, владельцы крупных капиталов США нейтрализовали влияние подобного регулирования с помощью образования института доверительной собственности, в отличии от представителей крупных капиталов России, которые так и не нашли пути решения данной проблемы. В то же время, в условиях постоянной глобализации экономики, любая страна нуждается в крупных национальных капиталах. Наряду с этим, нужно соблюдать хрупкий баланс между интересами крупных капиталов и благополучием общества. То есть реализация производимой продукции на внутренних рынках не должна провоцировать потери страны и ухудшать общественное благосостояние. Для преодоления недостатков антимонопольной политики и достижения наиболее эффективного результата в регулировании монополий, правительство РФ должно учитывать специфику развития экономики в антимонопольном законодательстве.

Тема 1. Введение в антимонопольное право. История становления и развития антимонопольного законодательства за рубежом и в России

«Антимонопольное право» как наука и отрасль законодательства. Место «антимонопольного права» в системе российского права. История становления и развития антимонопольного законодательства за рубежом и в России. Новое в антимонопольном праве, третий антимонопольный пакет.

Система рыночных отношений. Субъекты рыночных отношений. Взаимоотношения между субъектами рынка и рыночных отношений. Понятие конкуренции с юридической и экономической точек зрения. Необходимость государственного регулирования конкуренции. Регулирование конкуренции как деятельность государства. Конституционные основы антимонопольного регулирования. Основные направления государственной антимонопольной политики.

Читайте так же:  Возмещение ндфл за лечение

Основные принципы и цели антимонопольного регулирования.

Основы антимонопольного законодательства зарубежных стран. Сфера применения антимонопольного законодательства зарубежных стран. Антитрестовское законодательство США. Антимонопольное законодательство ЕС. Антимонопольное законодательство стран участниц Содружества Независимых государств (СНГ) и государств Прибалтики. Особенности антимонопольного регулирования и контроля стран, входящих в единый таможенный союз.

Тема 2. Товарный и финансовый рынок, его структура и типология. Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках

Понятие и признаки рынка как объекта правового регулирования. Рынок как сфера предпринимательской деятельности. Конкурентная среда на рынке. Понятие и структура рынка с точки зрения уровня развития конкуренции (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония), барьеры входа (выхода) на рынок. Естественная монополия как состояние товарного рынка. Товарные и финансовые рынки.

Субъектный состав товарного рынка, его продуктовые и географические границы. Порядок оценки конкурентной среды на товарных рынках. Понятие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке: порядок выявления, определения и доказывания. Понятие коллективного доминирования.

Понятие финансовых рынков (рынки банковских, страховых, лизинговых и иных услуг финансового характера). Особенности выявления и определения доминирующего положения финансовой организации на финансовом рынке, порядок выявления и определения. Правовые последствия установления доминирующего положения на рынке.

Реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. Виды реестров. Правовые основы и последствия включения в Реестр. Порядок ведения Реестра.

Реестры естественных монополий, органы регулирования естественных монополий.

Тема 3. Общие основы и источники регулирования конкурентных отношений в Российской Федерации. Основные понятия. Антимонопольные органы, порядок их формирования, функции и полномочия

[1]

Становление и развитие антимонопольного законодательства в России. Нормы и принципы международного права как источники антимонопольного права. Конституционные основы антимонопольного законодательства. Понятие, состав и структура антимонопольного законодательства. Федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты как источники антимонопольного права. Предмет и методы регулирования антимонопольного законодательства. Сфера применения антимонопольного законодательства. Третий антимонопольный пакет. Основные понятия, используемые в антимонопольном законодательстве: хозяйствующий субъект, доминирующее положение, ограничение конкуренции и т.д.

Создание антимонопольных органов в России. Федеральный антимонопольный орган в системе федеральных органов государственной власти. Система антимонопольных органов: порядок их формирования, основные задачи и функции. Функции и полномочия антимонопольных органов в динамике. Новое в полномочиях антимонопольных органов.

Разграничение полномочий между федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами. Полномочия антимонопольных органов, предусмотренные ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О естественных монополиях», ФЗ «О рекламе», ФЗ « О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ФЗ «Об электроэнергетике», ФЗ «Об энергосбережении», ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ФЗ «Об иностранных инвестициях» и иными Федеральными законами и Постановлениями Правительства РФ.

Тема 4. Понятие и виды монополистической деятельности. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию

Понятие и виды монополистической деятельности, субъекты монополистической деятельности. Виды злоупотреблений доминирующим положением. Виды и условия допустимости злоупотреблений доминирующим положением. Злоупотребление доминирующим положением как форма злоупотребления правом.

Понятие антиконкурентных соглашений хозяйствующих субъектов. Картель в российском антимонопольном праве. Условия допустимости соглашений и согласованных действий. Проблемы выявления и пресечения антиконкурентных соглашений и согласованных действий. Запрет на координацию предпринимательской деятельности.

Нотификация соглашений. Особенности нотификации соглашений финансовых организаций. Порядок представления в антимонопольные органы уведомлений о заключении соглашений на товарных и финансовых рынках.

Тема 5. Государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий. Демонополизация и развитие конкуренции в сферах естественных монополий. Особенности реформирования и антимонопольного регулирования сферы электроэнергетики

Понятие естественной монополий; сферы деятельности, относящиеся к естественным монополиям. Необходимость и виды государственного регулирования субъектов естественных монополий. Порядок ценового регулирования субъектов естественных монополий. Органы регулирования субъектов естественных монополий. Формирование и ведение Реестров субъектов естественных монополий.

Антимонопольное регулирование деятельности субъектов естественных монополий. Доминирующее положение субъекта естественной монополии.

Демонополизация и развитие конкуренции в сфере деятельности железнодорожного транспорта, жилищно-коммунальных услуг, проводной связи, электроэнергетики. Обеспечение равного, недискриминационного доступа к услугам естественных монополий.

Основные положения реформы сферы электроэнергетики. Антимонопольное регулирование сферы электроэнергетики. Принудительное деление хозяйствующих субъектов, осуществляющих совмещение конкурентных и естественно- монопольных сфер деятельности как функция антимонопольных органов. Порядок выдачи предписаний по принудительному делению хозяйствующих субъектов в сфере электроэнергетики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9173 —

| 7249 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Антимонопольное законодательство России

Рассмотрение экономических основ конкуренции, ее основных видов и роли в рыночной экономике невозможно без краткого определения правовых основ конкурентной среды. В 1991 году Россия взяла курс на построение конкурентной среды, на разрушение полной государственной монополии. Законодательная база создания конкурентной среды при этом практически отсутствовала. Сегодня существует достаточно много нормативно-правовых актов, определяющих правила поведения и функционирования на рынке, правила взаимоотношений предприятий и организаций между собой. Однако среди всего множества нормативно-правовых актов следует выделить два основополагающих документа, определяющих основы построения конкурентной среды в экономике России. Одним из первых основных нормативных актов, определивших основы построения конкуренции, основы ее защиты от монополий и многие другие аспекты стал Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1.

Читайте так же:  Как оформить куплю продажу земельного участка нюансы сделок с землей

Вышеуказанный закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти — федеральным антимонопольным органом. Данный федеральный закон запрещает действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:

— изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

— навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

— включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

— согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

— создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

— нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

— установление монопольно высоких (низких) цен и так далее.

Более того, данным Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:

— установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

— повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

— раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

— ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

[2]

— отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Этим же федеральным законом было введено само понятие недобросовестной конкуренции, в которую было включено:

— распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

— введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

— некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

— продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

— получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает достаточно много различных правил поведения на конкурентном рынке. По большому счету именно этот закон определяет основы построения конкурентной среды в России.

Однако несмотря на переход России к рыночной экономике, построение конкурентной среды полностью уйти от монополий практически невозможно. Вплоть до сегодняшнего дня в России существенную роль играют естественные монополии (РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и так далее). Дробление этих монополистов является нецелесообразным в настоящее время, хотя это вопрос достаточно жарко обсуждается на федеральном уровне. Естественные монополии в России функционируют сегодня в соответствии с федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №149-ФЗ. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, определяет роль государственного регулирования в процессе управления ими и так далее.

Безусловно, это далеко не все нормативно-правовые акты, составляющие законодательную базу построения конкурентной среды в России. Однако все нормативно-правовые акты. Определяющие основы построения и развития конкуренции в России основываются именно на двух вышеупомянутых федеральных законах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8643 —

| 7089 — или читать все.

Источники


  1. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.

  2. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.

  3. Научные воззрения профессоров Пионтковских (отца и сына) и современная уголовно-правовая политика. — М.: Статут, 2014. — 432 c.
Антимонопольное законодательство в россии и за рубежом что это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here